Энергетика острова свободы

С каждым весенним днем этот остров принимает все больше экскурсантов. Их встречает отлитый в металле партизан, застывший в скорбной позе над братским захоронением, где покоится прах 290 мужественных защитников РодиныГости заглядывают в землянки, долгое время бывшие для лесных солдат жилищем. Присаживаются на скамейку возле длинного, грубо сколоченного стола, аналогичного тому, за которым более шести десятилетий назад партизаны ели не всегда вкусную, порой и вовсе несоленую пищу. Рядом — памятный знак с пропеллером самолета. Пригорок венчает гранитная стела, а на постаменте застыли танк и танкетка... Проходя между разросшимися деревьями, не все молодые люди могут представить, что когда-то здесь приземлялись тяжелые самолеты из Москвы, печатались газеты, действовал центр народного сопротивления Минщины...

А первый в Беларуси кавалер ордена  Трудовой Славы трех степеней Иван Синицкий остается рядом с легендарным островом Зыслов. Уже многие десятилетия. Отсюда до его родной деревни Загалье — рукой подать. Сегодня преодолеть эти километры легко — хоть на велосипеде, хоть в босоножках. А в начале сороковых сквозь здешние топкие болота на остров не каждый местный житель пробраться мог, не то что чужеземец. Потому для более спокойной и безопасной работы во время немецкой оккупации на этом отдаленном острове Любанщины и обосновались Минский подпольный обком партии, штаб партизанского соединения.
Тут, в глубоком тылу гитлеровцев, уже в октябре 1941 года начала работать подпольная типография, шрифт и оборудование для которой партизаны “позаимствовали” в немецком гарнизоне, здесь печатались, придавая людям сил, уверенности в победе республиканские газеты “Звязда”, “Чырвоная змена”, районки. С Большой земли партизанам на парашютах сбрасывали оружие, боеприпасы, медикаменты, но для все набирающей силу партизанской борьбы этого было явно недостаточно, тем более что часть грузов пропадала в болоте. Партизаны решили строить аэродром. Отдаленный, затерянный среди болот остров Зыслов для этих целей подходил лучше других. Но и там лесные заросли чередовались с болотинами, а для посадки, взлета большого транспортного самолета требовалось не менее полутора километров взлетно-посадочной полосы с довольно твердым покрытием.
— Строительство аэродрома стало поистине всенародным делом, — рассказывает Иван Григорьевич. — По призыву партизан крестьяне окрестных деревень доставляли на лесистый остров лошадей, щебень, катки. Многие из них на время переселились на Зыслов, жили в шалашах, палатках. Пилили деревья, корчевали пни, засыпали ямы, ровняли, трамбовали землю. А потом и остались в партизанских отрядах.
Руководил строительством сбежавший из фашистского плена летчик Павел Анасенко. К концу августа 1942 года аэродром был готов. Командир партизанского соединения, первый секретарь подпольного обкома партии Василий Иванович Козлов в своих мемуарах писал: “С первых дней сентября 1942 года на наш аэродром начали прилетать крылатые гости из Москвы и других городов Советского Союза. Наш аэродром скоро стал известен советским людям за тысячи километров. О нем знали в Украине, Литве, Латвии. О нем знали партизаны Польши и Чехословакии. Сотни раненых партизан Белоруссии и Украины были отправлены с этого аэродрома в тыл. Им пользовались на протяжении нескольких месяцев партизаны братской Украины... С лесного аэродрома были вывезены в советский тыл и размещены в специальных домах тысячи детей погибших партизан и воинов Красной Армии. Отсюда мы переправляли в Москву видных ученых и крупных специалистов Белоруссии, которые не успели эвакуироваться в начале войны”.
Одно время жил на острове и легендарный дед Талаш. В ожидании самолета он крепко сдружился с лесником, дедом Никитой Шешко. На местах былых сражений Никита с сыном собирали оружие. В трудное для  партизан время лесник, которому было уже под восемьдесят, передал им два пулемета,  несколько автоматов, полсотни винтовок, гранаты, десяток ящиков с патронами, и сам остался в отряде. Деды-ветераны вместе улетели в Москву, где выступали с беседами в воинских частях, на предприятиях...
Гитлеровцы не раз пытались уничтожить аэродром. Но подступы к нему охраняли лучшие партизанские отряды. От вражеской авиации его маскировали деревья на салазках. Перед прилетом самолета растащили их по сторонам — и посадочная полоса готова.
Остров Зыслов, один из тех, куда не ступала нога фашиста, для Ивана Синицкого имеет особую энергетику. Притягательную и силы дающую. Став после войны механизатором, он пахал, засевал вокруг острова плодородные торфяники, в которые его земляки превратили когда-то непроходимые топи. Как-то, убирая картофель, Иван выкопал корпус гранаты,  ржавый ствол винтовки. В памяти сразу всплыли рассказы отца, как тот мастерил на Зыслове ручки для подобных самодельных гранат — из-за плохого зрения его не брали на боевые задания. Вспомнил мужественных земляков, которые  из таких винтовок отражали атаки хорошо вооруженных гитлеровцев... И стал вместе с земляками, школьниками наводить на острове порядок...
А родная земля словно силы придавала Ивану Синицкому — руководителю  механизированного звена совхоза “Загальский” по выращиванию картофеля. 250, 350 центнеров клубней с гектара... Наконец, 1984 год и — 470 центнеров! Втрое больше средней урожайности по республике. Три ордена  Трудовой Славы, звания лауреата Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола. Почет, уважение, предложения более престижной работы...
Иван Григорьевич отказался. Остался в родной деревне. И в день 65-й годовщины  освобождения Беларуси он с земляками опять пойдет на исхоженный им вдоль и поперек, знакомый каждым деревцем Зыслов. Святой остров.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter