Чего не хватает современной школе?

Эмоциональный разрыв в качестве наживки на крючке обучения

«СГ»: — Сегодня, чтобы пользоваться авторитетом у учеников, недостаточно быть просто учителем. А без авторитета никуда. Как его заработать?

Татьяна АНДРУШКЕВИЧ: — Самому развиваться в профессии. Когда ребенок видит в тебе профессионала, уважает твои знания и умения, он готов за тобой тянуться. А еще, и это, пожалуй, самое важное, нельзя подавлять самооценку учеников. В противном случае они перестают видеть в учителе личность. Учитель должен показать ученику, что уважает его. Тогда ученик будет уважать учителя. То есть советская формула воспитания — подавление и назидание — уже не действует. Между учителем и учеником должен идти диалог, иначе взаимодействия не получится. 


Инесса ЗУБРИЛИНА: — Сегодня учитель не просто «урокодаватель». И поэтому на конкурсе «Учитель года» мы хотим увидеть педагогов с их опытом, который заслуживает внимания, который стоит тиражировать и которым они могут поделиться с другими. Это востребовано, нас, участников клуба «Хрустальный журавль», приглашают проводить мастер-классы в разные регионы Беларуси.


«СГ»: — Что именно интересно? Чему просят научить, что показать?


Инесса ЗУБРИЛИНА: — Очень популярны способы повышения мотивации. Эффективные приемы, методы, способы взаимодействия с классом, которые будут давать результаты. Опять же — интерактивное обучение. Никаких лекций, никаких конспектов. Программы сегодня рассчитаны так, что на каждом уроке приходится изучать новую тему. Если мы начнем писать конспекты, потеряем все. Да и зачем читать лекцию, которая есть и в учебнике, и в Интернете?


В начале урока мы сталкиваем детей с проблемой, которую можно будет решить благодаря знаниям, полученным на этом уроке. Иначе они просто не «клюнут на крючок» обучения. 


Галина СУХОВА: — Например, белорусская литература. Вопрос: «Что вы знаете о стереотипах?» Это вводная к изучению повести Шамякина «Гандлярка і паэт». И углубляемся в психологию. Потому что большинство решений, которые мы применяем в жизни, основаны на стереотипах, и с ними очень трудно бороться. Здесь включается критическое мышление, на котором и должно быть построено все современное образование... 


Или другой пример. Имя Рогнеды у всех на слуху. Кафе, магазины названы ее именем. Но мы читаем с детьми отрывок о том, как Рогнеда покушается на жизнь мужа, князя Владимира. «Что было бы сегодня, если бы соседка тетя Маша набросилась на своего мужа с ножом?» — интересуемся у школьников. Но почему тогда мы и сегодня помним Рогнеду и называем ее именем кафе и магазины? И тогда дети заинтересуются и про Рогнеду прочитают. Этот метод называется «эмоциональный разрыв», им сегодня часто пользуемся.


«СГ»: — Для этого, так я понимаю, и действует ваш клуб «Хрустальный журавль», чтобы и другие учителя отказывались от старых привычек традиционного обучения. 


Галина СУХОВА: — Да, приезжаем и показываем учителям, как можно работать. Ломаем стереотипы. Нас приглашают в школу, в район. Мы приезжаем, зная только тему урока. Вечером накануне общаемся с учителем. Ночь на подготовку. И утром даем урок в совершенно незнакомом классе, в незнакомой школе. И дети реагируют, работают, есть отдача. И все это на энтузиазме. 


«СГ»: — Но некоторые умы поговаривают о том, что и сама профессия учителя со временем уйдет в прошлое…


Александр СОРОКА: — Я не согласен. Интернет, дистанционное обучение… Уходит живой человек, теряется взаимодействие, общение. Но так не должно быть. 


Инесса ЗУБРИЛИНА: — Мне год назад довелось «познакомиться» с электронным учителем. Это кукла-робот, сделанная по образу и подобию человека, может говорить на пяти языках. Но, по сути, это игрушка. Я представляю, насколько хватит этой куклы, если ее оставят одну с учениками. С другой стороны, чтобы увлечь детей, это, безусловно, сработает. А увлечь их просто необходимо. Сегодняшние дети не готовы пассивно воспринимать знания. Ребенок сегодня может учиться, только если это процесс активный, если он мотивирован.


Александр СОРОКА: — Но одно дело — дать знания, а другое — научить их использовать. 


Инесса ЗУБРИЛИНА: — Надо научить отделять зерна от плевел, и это функция учителя. Доказать, что это им нужно, показать, как это они будут использовать в жизни, то есть для чего и какие навыки и умения можно на основе всего этого формировать. Не забывайте также и о воспитательной функции. Дистанционно воспитывать нельзя. Только на личном примере, в контакте, глаза в глаза. 


«СГ»: — А чего не хватает современной школе?


Татьяна АНДРУШКЕВИЧ: — Программы составлены так, что каждый урок приходится давать новую тему. В результате ребенок не успевает все усвоить, идет огромный поток информации. И на выходе мы имеем человека, которого напичкали знаниями. А усвоил ли он их? Когда он попадает в вуз, сталкивается с огромным количеством проблем. Первая из них — неспособность к мыслительной деятельности. Написать курсовую — проблема каждого второго студента, он ее просто покупает, даже не вникая в то, что купил. Но самое ужасное, что, видя «штампованную» работу, преподаватель чаще всего принимает ее, ставит положительный балл. 


В результате мы получаем не интеллектуально деятельную личность, а человека, который будет «отсиживать» свой рабочий срок. А сам созидать не станет. 


Инесса ЗУБРИЛИНА: — Типовые программы должны быть инвариантными. И школа, и учитель должны выбирать, какая именно им подходит. И учебники должны быть под эти программы разные. Тогда это будет адресная работа. 


Кроме того, школам нужны психологи, причем для консультации учителей. Если я четко знаю, что у меня дети обладают определенными психологическими характеристиками, я знаю, как мне нужно с ними строить урок, как сделать так, чтобы этот урок был максимально эффективным. Кого можно ставить друг с другом в пару, а кого ни в коем случае, но зато с ними я буду хорошо проводить дебаты, потому что они совершенно разные по своему восприятию мира. 


К сожалению, у нас этого нет. И остается уповать на учителя-энтузиаста, который благодаря собственным находчивости, творчеству, профессионализму пытается расти сам и вести за собой детей. Кстати, таких больше в регионах. 


bolshakova@sb.by


Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter