Елена СПИРИДОВИЧ: “Иду по солнечной стороне жизни”

Ее называют самой красивой женщиной открытия. Без ее приветствия и ослепительной улыбки сложно представить многие белорусские фестивали, концерты. В высокой работоспособности, профессионализме, невероятном умении всегда быть безукоризненной кроется феномен заслуженной артистки Республики Беларусь Елены Спиридович. Кто-то скажет, что для достижения такого успеха ничего, кроме таланта, не нужно. Елена признается, что только одних способностей для того, чтобы реализоваться в творческой профессии, недостаточно. Чтобы выходить первой на сцену, необходимо ежедневно работать над собой, а еще уметь удивлять. Каждый год к открытию «Славянского базара в Витебске» ведущая готовит новый наряд. Говорят, что подбирает она их под настроение публики. И всегда угадывает. Каким оно будет в этом году в городе на Двине, корреспондент «НГ» спросила у самой Елены Спиридович перед самой примеркой нового платья.

Женщина-праздник
— Настроение у витебчан и гостей международного фестиваля искусств “Славянский базар” в этом году будет праздничное, — уверенно говорит Елена. — Каким будет наряд? Пока секрет. Мне хотелось бы, чтобы платье было достаточно простым и праздничным. Я всегда знаю, чего хочу. И не только в костюмах. Их автор — дизайнер Белорусского центра моды и моя лучшая подруга Эльвира Жвикова.
Этот год на “Славянском базаре” особенный. Новый амфитеатр. Я даже не знаю, куда будут смотреть зрители: на потолок, на сцену или на людей, которых они хорошо знают и любят.
— Вам, как ведущей, легко удается создавать во время концертов атмосферу праздника?
— Это моя работа. Я не могу, отвечая на такой вопрос, говорить только о себе. Ведущий — человек команды. Я работаю вместе со своими друзьями, коллегами, которые очень профессиональны. И когда наш труд собран воедино, тогда у нас все получается.
— А с кем вам нравится работать?
— Когда я говорила о профессионалах, я имела в виду не только музыкантов, исполнителей, но и режиссеров, сценаристов. Эти люди в большинстве случаев остаются за кадром. Несправедливая ситуация. Когда могу, приглашаю их на сцену, но они, правда, редко на это соглашаются.
— Вы всегда получаете удовольствие от своей работы?
— Зачастую. Огромное удовольствие получила недавно от работы на сольном концерте Алексея Хлестова. Это было так красиво! Полный зрительный зал Дворца Республики, Президентский оркестр под управлением Виктора Бабарикина, друзья Леши: Инна Афанасьева, Александра Гайдук, группа “Тяни-Толкай”, Илья Митько... Как в старые добрые времена, Леша начинал петь песню, и при первых аккордах люди начинали аплодировать. Режиссером этого действа был Александр Вавилов. Он же написал для меня очень хорошие тексты.
Я говорю без всякого пафоса: работать ведущей — это моя профессия! И нечего из этого делать что-то выдающееся. Кто-то удивляется: “Ах, у тебя сценарий, а ты с листа ничего не читала”. Это то же самое, если сказать скрипачу, что он правильно держит смычок. Если кто-то из ведущих позволяет себе подсматривать в сценарий сразу после слов “добрый вечер”, то я могу только с сожалением это констатировать.
— А к “Славянскому базару” вы за сколько месяцев начинаете готовиться?
— До “Славянского базара” можно еще жизнь целую прожить. Предстоит Национальный фестиваль белорусской песни и поэзии в Молодечно. Я сейчас нахожусь в предвкушении встречи с удивительными музыкантами Национального концертного оркестра Беларуси под управлением народного артиста Беларуси, профессора Михаила Финберга. Сотрудничать с маэстро невероятно сложно, но и не менее интересно. Этот человек умеет задать такую планку, к которой ты все время тянешься. Он ее ставит в первую очередь для себя, но все, кто оказывается с ним рядом, вынуждены тоже постоянно совершенствоваться. В этом есть особая прелесть. Режиссером этого мероприятия будет Нина Осипова, с которой я много работаю.
С любовью к Родине
— Кроме того что вы являетесь ведущей множества кинофестивалей, концертов, еще вместе с белорусскими артистами участвуете в акции “За независимую Беларусь”.
— Назову имя режиссера и этого проекта — Вячеслав Панин. С концертами в рамках этого тура мы уже достаточно много городов проехали. Были в Гродно, в Волковыске, в Полоцке, Солигорске, Витебске...
— Вы больше, чем музыканты, исполнители находитесь со зрителем...
— В этом мое счастье.
— И кому, как не вам, проще всего определить, как белорусских артистов встречают в разных городах нашей страны?
— Это нечто удивительное! Встречи начинаются на въезде в область.  С хлебом-солью, с частушками, народными инструментами, в национальных костюмах. В моей жизни были и зимние туры по стране. И разве можно в полсилы работать перед людьми, которые и в двадцать градусов мороза, и в тридцатиградусную жару встречают тебя с радостью! И потом... полная площадь людей. Знаете, какое-то удивительное чувство возникает. Будто все люди, которые собрались на площади, — одна семья. Я не очень люблю говорить громкие слова, но акцией “За независимую Беларусь” мы объединяем многих людей любовью к родине, верой в лучшее будущее.
“В ответе за все, что происходит на сцене”
— В прессе приходилось встречать рассказы ваших коллег, удивлявшихся тому, что вы при любой психологической обстановке за кулисами на сцене всегда создаете праздничную атмосферу.
— В моей жизни не все так ровно, как на сцене. Я знала и большую радость, и большую беду. Но к работе, как мне кажется, это не должно иметь никакого отношения. Поддаваться своим отрицательным эмоциям не имею права. Работать не в полную силу — значит обмануть. Это то же самое, если прийти к доктору, а у него самого голова болит и он недослушает, недосмотрит. Это же преступление! Потому, если Спиридович  приглашают вести концерт, значит, с точки зрения ведения все должно быть хорошо.
— Есть вещи в организации концертов, которые от вас не зависят. И как вы выходите из курьезных ситуаций?
—  Я на клочки разорвусь, но сделаю все, чтобы выйти из сложившейся не лучшим образом ситуации. На концерте у Алексея Хлестова я чуть не заплакала. Он к концу концерта начал петь “Скажите, девушки, подружки наши”, а потом... тишина. Опустил голову и идет прямо на меня. Оркестр замолчал. Я схватила микрофон, хотя не знала, что говорить. А вдруг у него спазм? Я что-нибудь рассказывала бы... Ну, на голове стояла бы, но что-то бы сделала, чтобы эту паузу закрыть. Он спрашивает у меня: “Какая следующая строчка?” А я не знаю. Это был такой ужас. Тут же рядом появилась Леночка, его жена, которая прокричала ему эту вторую строчку, и он запел сначала. Так аплодировали! Но меня потом трясло еще полчаса от стыда за то, что я не знала этой строчки.
— Но вы ведь не обязаны знать весь репертуар исполнителя, чей концерт ведете!
— Не обязана. Но понимаете, я чувствую себя в ответе за все, что происходит на сцене.
Работаю не ради
достижений”
— Вы окончили факультет журналистики БГУ. Помните свой первый репортаж или публикацию?
— Да. Мы же совмещали полезное с приятным. Я проходила свою первую практику в мядельской районной газете. У бабушки хранятся мои первые публикации о стройотрядовском движении Мядельщины. Но это все было смешно.
— Почему смешно?
— Вообще я писать не очень люблю. Мне некоторые журналисты из газет говорили, что испытывают чувство трепета перед белым листом бумаги. А вы?
— Что-то есть.
— А у меня нет никакого волнения. Хотя я, наверное, хороший редактор. Ценю профессиональные тексты и, когда сталкиваюсь с не очень хорошими, все переделываю или пишу заново. Но не скажу, что это мое любимое занятие.
— Какие цели в профессии вы ставите перед собой на данном этапе? Чего еще хотелось бы достигнуть?
— Я с этой точки зрения никогда не работала. Просто хочу, чтобы было много работы, а у людей много праздников. (лучезарно улыбается. — Авт.) И они станут чуточку счастливее. Пусть все сложится в профессии и у моих коллег. “Пускай цветов будет много, и пусть они цветут”,  гласит древняя восточная мудрость.
(Тут пришла Эльвира Жвикова с новым платьем для Елены Спиридович. Рассмотреть можно было только то, что наряд золотистого цвета. Значит, и настроение публики на “Славянском базаре в Витебске” в этом году будет солнечным. — Авт.)
— Многие восхищаются вашей энергичностью. Это качество досталось вам от родителей?
— Я очень люблю своих родителей.  К сожалению, бываю у них редко, хотя они живут в соседнем дворе. У меня нет времени к ним зайти. Да что говорить! Я последнюю неделю просыпаюсь в семь утра, чтобы зарядить стиральную машину. Когда приходишь с работы заполночь, уже не до стирки.
Вообще, я — папина дочка. Я выросла у папы в гримерке. Ездила с ним на гастроли. Он — заслуженный артист Республики Беларусь Борис Борисенок. Можете себе представить: 50 лет в одной гримерке?! Вот вам и тема для материала! Он всю жизнь проработал в Театре юного зрителя. Многие вещи я делаю, долго не раздумывая, потому что знаю, как бы в такой ситуации поступил папа. А он — всегда прав.
“Счастье,
когда тебя любят”
— На концертах в зрительном зале часто можно увидеть вашего мужа. Он для вас больше критик или поклонник?
— Ни то и не другое. Он меня просто любит. А когда любишь человека, то хочешь его видеть лучше. Но если что-то не так, то он первый мне об этом скажет.
— Елена Спиридович в быту белая, мягкая и пушистая?
— Не белая, а желтая. Потому что это мой любимый цвет. Все пижамы, халаты, тапки, посуда, разделочная доска, цветы в доме — все желтого цвета. Да, на сцене я в шикарных нарядах и в туфлях на высоких каблуках, но, когда отдыхаю, очень люблю джинсы, простые комфортные вещи.
— Вы планируете отдых этим летом?
— Да, я все планирую. Каждый день. И когда график сбивается, ужасно расстраиваюсь. Лето — период большой работы. Зимой, когда с последними хлопушками уходит празднование Нового года, у меня возникает смертельное желание походить босиком по горячему песку. И тогда мы с мужем едем в Египет. Я очень люблю, когда тепло. Для меня жара — это сорок градусов.
— У вас есть девиз по жизни?
— Когда-то мой муж про меня хорошо сказал: “Она идет по солнечной стороне жизни”. Вот так и иду, перетягивая на свою сторону как можно больше людей, чтобы и им было хорошо, солнечно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter