ЭЛЕМЕНТарная выгода.

Не исключено, что в скором будущем мы прокричим белорусскому урану “Ура!” Этот ценный элемент обнаружили на территории Лельчицкого района еще в советское время. В 80-е годы прошлого века геологи пробурили около 600 скважин и смогли найти наиболее богатые руды, залегающие на глубине от 100 до 300 метров. На этом этапе исследования остановились на четверть века, тогда как на мировом рынке цена на уран постоянно растет. Только за последние четыре года она увеличилась почти в 5 раз — с 40 до 190 долларов за килограмм. Похоже, настало время детально изучить, сколько урана хранится в белорусских недрах и можно ли его превратить в дорогой товар.

Не исключено, что в скором будущем мы прокричим белорусскому урану “Ура!”.

Этот ценный элемент обнаружили на территории Лельчицкого района еще в советское время. В 80-е годы прошлого века геологи пробурили около 600 скважин и смогли найти наиболее богатые руды, залегающие на глубине от 100 до 300 метров. На этом этапе исследования остановились на четверть века, тогда как на мировом рынке цена на уран постоянно растет. Только за последние четыре года она увеличилась почти в 5 раз — с 40 до 190 долларов за килограмм. Похоже, настало время детально изучить, сколько урана хранится в белорусских недрах и можно ли его превратить в дорогой товар.

С “урановыми” вопросами корреспондент “НГ” обратился к начальнику отдела твердых горючих ископаемых государственного геологоразведочного предприятии “Белгео” Валерию СТЕПАНОВУ.

— Валерий Алексеевич, что собой представляет уран и для каких целей его можно добывать?

— Уран — это металл. Он гораздо тяжелее свинца, в самородном виде в природе не встречается, а  как примесь входит в состав более сотни минералов, из которых только двенадцать имеют промышленное значение. Природный уран на 99,3 процента представлен       изотопом U-238 — практически бесполезным элементом. Зато остальные 0,7 процента, представленные изотопом U-235, — весьма ценное вещество, поскольку на свойствах этого изотопа основана ядерная энергетика. Дело в том, что при определенных    условиях U-235 легко расщепляется, высвобождая большое количество энергии.

По получаемой энергии килограмм природного урана эквивалентен 10 тоннам нефти или 15 тоннам угля, килограмм обогащенного урана — примерно в 8 раз большим количествам. Чтобы получить ядерное топливо, при помощи специальных технологий концентрацию изотопа U-235 в природном уране искусственно увеличивают. Такими технологиями обладают только ядерные государства, которым можно продать свое урановое сырье для дальнейшей переработки.

— Насколько востребован такой товар и выгодно ли им торговать?

— В мире действует более 430 ядерных реакторов, еще 28 находятся на стадии строительства. Потребление урана с каждым годом растет, а мировая добыча хронически отстает от потребности. Кстати, добывают его в основном неядерные государства. Лидеры в добывающей отрасли — Канада, Австралия, Казахстан и Узбекистан. Уран — очень дорогой и востребованный товар. Он настолько ценный, что на мировой товарной бирже продается   даже  не  кило-граммами, а фунтами (1фунт равен 454 граммам. — Е.Ж.).

— Представляют ли белорусские залежи урана промышленный интерес?

— В разведке наших урановых месторождений мы прошли лишь начальную стадию. Но полученные данные дают нам основание полагать, что залежи урана в Беларуси могут представлять промышленный интерес. Наиболее перспективную для добычи зону обозначили еще советские геологи. Составлена карта, на которой отмечены руды с различной концентрацией урана. Он залегает слоями. Где-то руда скудная, но есть и богатые залежи, наиболее перспективные для промышленного освоения.

— Достаточно ли полученных данных, чтобы начать добычу урановой руды?

— Долгое время данные советской геологоразведки урана на юге Беларуси были засекречены. Сейчас мы располагаем большей частью этих материалов. Если бы нам пришлось самим повторять весь комплекс работ, выполненный в советское время, потребовалось бы около 200 миллиардов белорусских рублей и как минимум 10 лет работы. Это почти двухлетний бюджет всей белорусской геологоразведки! К слову, один метр бурения скважины стоит около 600 тысяч рублей.

В настоящее время мы достоверно знаем, где залегает руда. Но для определения ее качества и объема необходимо провести дополнительные исследования. Они и дадут ответ на главный вопрос: можно ли рентабельно добывать уран на этих месторождениях? Детально исследовать всю территорию очень дорого. Поэтому мы предлагаем сначала провести эксперимент по добыче урана на одном небольшом опытном участке. Для этого потребуется пробурить минимум две скважины и через них попытаться добыть уран с использованием специальных растворителей.

Схема добычи достаточно проста: в одну скважину закачивают растворитель, а из другой получают раствор, в котором содержится растворенный уран. Это самый экологичный способ добычи. В качестве растворителя можно использовать обогащенную кислородом воду или очень слабый (порядка 0,5 грамма на литр) раствор серной кислоты. Это практически безвредно для окружающей среды. Такой способ добычи и самый дешевый, поскольку не требует дорогостоящих работ по строительству глубоких шахт и подъема на поверхность миллионов тонн пустой породы.

Для проведения эксперимента необходимо около 2 миллиардов рублей. Затраты немалые, однако этот эксперимент — необходимый и очень важный этап работ, который определит промышленную значимость залежей урана и стратегию их дальнейших исследований.

Конечно, организация производства по добыче урана далеко не простое дело и потребует значительных затрат интеллектуального труда, времени и финансовых средств. Но в любом случае это развитие нового и очень перспективного направления, дающего Беларуси шанс получить высоколиквидный экспортный товар высокой стоимости, который может обеспечить заметную часть поступлений валютных средств в бюджет страны и способствовать ее развитию.

Кстати, поиском урана в своих недрах занялись и другие государства. За последние три года финансирование этих работ в мире увеличилось в пять раз.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter