Электронный диалог

«Одноклассники» рассказывают вечную историю поиска любви

«Одноклассники» рассказывают вечную историю поиска любви и желания счастья

Не случайно люди сегодня так много свободного времени проводят в интернет-пространстве. Уверяют, что кто-то находит там свою вторую половинку, а кто-то просто общается, реализуя свои чувства и мысли.

Вот и театр не остался в стороне от проблем, которые поставила перед нами глобальная сеть, хотя, как мне кажется, выведение экранов и компьютеров на сцену не слишком естественно и привлекательно для этого вида искусства. Его сила, прежде всего, в страстности, яркости, выразительности актерской игры. Однако когда возникает нечто новое в жизни, хороший театр должен на это откликнуться. И чаще всего к новым проблемам современности обращаются малоизвестные молодые авторы.

В Беларуси достаточно давно ведется «закулисная» работа театров с драматургами по совершенствованию их пьес. Если изучение пьесы режиссерами и актерами удачное, она может появиться как спектакль на профессиональной сцене. Так случается в Республиканском театре белорусской драматургии и в Могилеве.

В результате проекта могилевского театра «Читки» возник интерес к пьесе минского культуролога и философа Юлии Чернявской «Буковки». Театр включил ее в репертуар и играет спектакль под названием «Одноклассники». Смена названия не случайна. Герои, бывшие одноклассники, встречаются в Интернете спустя 30 лет и открывают друг друга заново, несмотря на то, что у каждого своя семья и разные страны проживания. Он, Илья, живет в Германии. Она, Маша, — в Беларуси. У обоих дети и неустроенная личная жизнь. Заочно почувствовали интерес друг к другу и желание встретиться. Но встреча не состоится.

Инициатором постановки явилась молодой режиссер Катерина Аверкова. Ее работа была удостоена высокой награды Национальной театральной премии-2012.

Несмотря на интригующую завязку с возможностями легкого онлайн-общения пьеса и спектакль рассказывают вечную историю поиска любви и желания счастья. Это касается главных героев — Ильи и Маши. Однако есть и лица второго плана — немецкая экономка Марта и больной аутизмом мальчик Митя, чьи человеческие истории не менее привлекательны. Марта — терпеливая помощница, тихо влюбленная в Илью. Митя — сын Маши, по всей вероятности, преграда для создания счастливой семьи. Они практически не участвуют в скайп-общении, но существенно формируют взгляды и поведение главных действующих лиц.

Маша в исполнении Натальи Колокустовой и Илья в исполнении Руслана Кушнера — представители сегодняшней маловостребованной категории интеллигентов. Никакой социальной защищенности, распавшиеся семьи, одиночество, неопределенность завтрашнего дня. Они умеют книжки читать и книжки писать. Кому это нужно в век цифровых технологий и погони за удачей? В спектакле большое и неуютное пространство двух жилищ без индивидуальных признаков со случайными квадратами мебели. Ничто постороннее, особенно яркое и красивое, не должно отвлекать от напряженных отношений между героями.

Настоящим открытием пьесы и спектакля явилась судьба мальчика Мити в исполнении Валерия Чабатаева. Психически нездоровых людей наше искусство часто выводит в виде смешных или жалких дурачков, которые ни у кого не вызывают сочувствия. Здесь иное дело. Хоть больной сын и гиря на пути к благополучной жизни Маши, но это любимое существо и настоящий друг, она его никогда не предаст. Эмоции, которые рождает театр, передаются зрительному залу. За судьбой Мити хочется следить серьезно, исключить жалость и не делать скидок на болезнь. Кто-то, возможно, задумается о том, что скрывается за оболочкой людей, которых мы безжалостно, насмешливо называем психами.

С чьей-то точки зрения, не вызовет сочувствия и Марта в исполнении Елены Кривонос. А жаль. Актриса почти трагическими красками рисует жизнь маленького живого человека. Зачем-то вспоминаются гоголевский Акакий Акакиевич и утверждение «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». Ассоциация, возможно, и странная. Однако она заставляет думать о том, что ни одной человеческой личностью пренебрегать нельзя. Общество состоит далеко не из одних VIP-персон. Каждая человеческая жизнь уникальна и заслуживает внимания.

Катерина Аверкова не стала увлекаться визуальным рядом спектакля, хотя пьеса могла дать повод для интересного оформления. Режиссер оказалась солидарна с автором. Они нашли друг друга в психологически сложном, философском осмыслении человеческих судеб, которые, как душа к душе, тянутся к теплу. И выиграли.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter