Абитуриенты по всей стране сдают централизованное тестирование

Экзамен на зрелость


В Республиканском институте контроля знаний самая жаркая (не только в смысле погоды) пора. В чем состоит особенность системы подсчета баллов ЦТ, можно ли сдать тесты без репетитора, как обеспечивается защита информации? Об этом и многом другом мы поговорили с директором РИКЗ кандидатом физико-математических наук, доцентом Юрием Миксюком.

— Юрий Иванович, в сфере образования вы не новичок. Где пришлось поработать и в каком качестве?

— В 1981 году я окончил физический факультет БГУ, после серьезно занимался наукой. Физика и физическая оптика у нас развиты, так что было много интересных направлений. Затем пришлось потрудиться в БГПУ имени Максима Танка (в то время я уже был кандидатом физико-математических наук). Работал заместителем декана на физическом факультете. В числе прочего много лет занимался вопросами вступительной кампании. В то время как раз создавались новые правила приема в вузы и был нужен человек, который знает подводные камни процесса. Так я попал в Министерство образования, где проработал почти 10 лет.

Тем не менее считается, что человеку, чтобы не выгорать профессионально, нужно периодически менять сферу деятельности. Что я и сделал — перешел в БГТУ, порядка 4 лет трудился проректором по экономике, некоторое время возглавлял частный институт. Затем мне было предложено возглавить Республиканский институт контроля знаний.

— Насколько я понимаю, при вас началось внедрение новой системы оценки ЦТ?

— Да, поскольку по прежней схеме были вопросы, Правительство поставило задачу разработать систему, которая была бы более объективной, коррелировала с системой школьных баллов, давала оценку знаний в абсолютной величине, а не только ранжирование по конкретному тесту. Эту задачу мы решили за два года.

Тестология как наука известна уже более ста лет. Практика тестирования в разных формах широко распространена в ведущих странах — США, Германии, Швеции, Австралии и других. Поэтому недостатка в материале (и в его критических оценках тоже) мы не испытывали. В итоге в Беларуси была внедрена система с использованием аппарата математической статистики. Она сложна с технической стороны, но максимально объективна. А именно последний пункт изначально и ставился во главу угла. Для меня лучшим показателем того, что мы справились с задачей на отлично, служит тот факт, что по итогам прошлогоднего централизованного тестирования РИКЗ впервые за все годы своего существования не получил обращений абитуриентов по поводу несправедливой оценки. Зная свои успехи в школе и на репетиционном тестировании, оценка для них была ожидаема.

— Существует мнение, что без репетитора к ЦТ подготовиться невозможно. Так ли это?

— Абсолютно не согласен. Значительная часть стобалльников — люди из небольших городов, поселков и деревень. Совершенно логично предположить, что услуги репетиторов там, во-первых, не всем по карману, а во-вторых, их в маленьких населенных пунктах просто нет. Также многие абитуриенты, успешно сдавшие ЦТ, говорят о том, что изначально решили сэкономить родителям средства и готовились сами.

Я бы хотел особо подчеркнуть, что тесты не выходят за рамки основного содержания учебников и школьной программы. Именно такая задача ставилась Главой государства и Правительством — чтобы стартовые позиции у всех были одинаковыми. Естественно, необходим момент подготовки, повторения материала, систематизации знаний. Кстати, сегодня в школах существуют факультативы. Репетитор — это скорее психологический фактор, помогающий некоторым абитуриентам побороть неуверенность. А родителям — снять с себя часть ответственности, полагая, что таким образом они сделали все для своего ребенка. Я бы посоветовал всем успокоиться и просто уделять больше внимания школьнику во время учебы, воспитывать у него навыки самодисциплины и так далее. Тогда он самостоятельно сможет подготовиться к испытаниям, которых в его жизни будет достаточно много. И все будет в порядке.

— Каким образом составляются задания для ЦТ, кто принимает участие в их разработке?

— Во-первых, задействованы учителя-предметники — опытные педагоги, авторы учебников. Они разрабатывают задания теста, который описывается спецификацией, утверждаемой Министерством образования. Далее эксперты, среди которых есть и ученые, отслеживают материал на корректность. Задания могут видоизменяться, и автор может даже не узнать свое творение в итоге. Активное участие в этой работе принимает методист РИКЗ. После экспертизы задание кодируется (в частности, по уровню сложности), помещается в банк данных. Итоговый выбор происходит с помощью генератора случайных чисел. Например, выдается предложение из 50 блоков по 10 вариантам. Если что-то меняется в школьной программе (например, учебники), банк данных пересматривается, а вероятность того, что задание, разработанное в текущем году, сразу же попадет на ЦТ, весьма низкая.

— Говорят, в РИКЗ система безопасности не хуже, чем в Национальном банке. Как охраняется информация?

— Украсть информацию нельзя не только перед тестированием, но и в принципе. Процесс защиты многоуровневый, однако попробуем описать его кратко. Начнем с того, что авторы дают подписку о неразглашении. Работа с заданиями ведется в помещениях, оборудованных системами видеонаблюдения. Все фиксируется, бумажные носители каждый день уничтожаются. Компьютеры у нас не имеют связи ни с интернетом, ни с какой-то другой системой передачи информации. Они хранятся в сейфах в специальной комнате, куда не имеет права заходить один человек — как минимум трое. У одного — ключ от комнаты, у второго — ключ от сейфа. У методиста (один методист на каждый предмет) — личная пломба, которая ставится на сумку с ноутбуком. Генерирование блоков тестовых заданий происходит в присутствии председателя госкомиссии. Затем закодированные задания раскрываются, методист лично в специальном помещении тиражирует и пакетирует их в специальные пакеты-секьюрити, которые там же складываются в вализы. В пункты тестирования их доставляет по закрытому каналу фельдъегерская служба. Прием также происходит по определенной схеме: нужно убедиться, что вализы не вскрывались, пакеты целы и их количество соответствует заявленному. Учет бланков заданий и бланков ответов пономерной. Мы знаем, сколько их и в какие аудитории было отправлено.


— Как происходит оценка тестов и какое время это занимает?

— На процедуру проверки отводится максимум 10 рабочих дней. Оценивает компьютер по шаблону, но есть определенный этап верификации, когда случайно набранные люди (обычно студенты) контролируют правильное распознавание машиной символов. Организовано все таким образом, что верификатор не знает и не видит, чью область ответов он рассматривает. Все действия также фиксируются на видеозаписи.

— Отличаются ли задания тестирования в резервные дни от остальных?

— В основные дни используется несколько вариантов на каждый предмет. Резервный день — это отдельный вариант выборки. Рассчитывать на то, что попадется какое-то из уже решенных ранее заданий, бесполезно.

— В этом году увеличилось количество площадок, где можно сдать ЦТ в резервные дни. Это потребовало серьезной подготовки?

— В прежние годы количество абитуриентов, которые по уважительной причине переносили сдачу ЦТ, было невелико. Поэтому их собирали в БГУ. В нынешнем году мы предполагаем увеличение количества людей на резервных днях. Поэтому пункты в региональных вузах, которые в основные дни проводят тестирование и являются местами регистрации на резервные дни, станут и пунктами его проведения. 

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter