Как проводится автотехническая экспертиза

Эксперты дорожных войн

Когда показания участников ДТП противоречат друг другу, точку в спорах поможет поставить автотехническая экспертиза. Вместе с Денисом Антоновым (на снимке), начальником отдела технических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по городу Минску, отправляемся на выезд.



— Пару недель назад на перекрестке в центре столкнулись два автомобиля. От удара один из них вылетел на тротуар и сбил сразу четырех пешеходов, — вкратце описывает историю резонансного ДТП Денис Владимирович, пока мы едем на охраняемую стоянку ГАИ. 

Там будем осматривать авто. С помощью спецоборудования и формул эксперт прояснит обстоятельства этого ДТП. 

— Ну а как же видеорегистраторы в машинах? — интересуюсь я.

— Они, конечно, помогают прояснить некоторые обстоятельства, но не в каждом авто они есть, и качество записи иногда оставляет желать лучшего, — парирует эксперт. 

К тому же ни один регистратор не покажет, что скрыто под капотом. 

— Гаечный ключ на 10, — говорит эксперт, и я судорожно пытаюсь найти нужный в увесистом чемодане с инструментами.

Помощник из меня никудышний, поэтому Денису Владимировичу приходится все делать самому. Профессионалу больше не мешаю — наблюдаю со стороны.



После десяти лет работы в подразделении Денис Владимирович практически ничему не удивляется, но некоторым водителям все же удается поразить. Был в его практике случай, когда на кольцевой «Фольксваген Гольф» упал с моста. Ни на секунду не отвлекаясь от работы, Денис Владимирович рассказывает, что в практике отдела бывали ДТП с участием даже более 10 авто. Как, например, однажды на МКАД. 

— В таких ситуациях мы выясняем, какое авто с каким столкнулось первым, где именно, под каким углом, на какой скорости… — перечисляет все тонкости Денис Владимирович и добавляет: — Сейчас осмотрю рулевое управление и рабочую жидкость.

Мне эти слова ни о чем не говорят, поэтому я молча киваю. Наконец все необходимые процедуры сделаны — мчим в лабораторию.

— Вот схема с места ДТП, — по пути эксперт показывает набросок. 

На графике все расстояния указаны с точностью до сантиметра. Замеры сделали сотрудники ГАИ. Теперь эти данные эксперты должны вбить в формулы, чтобы прояснить все обстоятельства. «Есть базовые математические формулы, которые мы используем постоянно. Иногда выводим отдельную под определенный случай», — поясняет Денис Владимирович, садясь за рабочий компьютер.

Словосочетание «математические формулы» меня, как истинного гуманитария, повергло в шок, и я с ужасом предвкушаю следующий этап работы.

Прилагаются к материалам и снимки с места ДТП. «В нашем случае на месте аварии были следы торможения одного автомобиля и бокового скольжения второго. Видите?» — снова обращается ко мне Денис Владимирович, и я старательно вглядываюсь в полосы на асфальте, пытаясь разобрать, чем же они отличаются.

— Самые распространенные недочеты на машинах, попадающих в ДТП, — повышенный износ шин и колеса с разным рисунком протектора на одной оси, — перечисляет собеседник, вводя данные в компьютер. 

Кроме знаний и опыта в арсенале эксперта сравнительные микроскопы. С их помощью он изучает изломы деталей. Прибор сложный — с какого боку к нему подойти, не знаю, поэтому продолжаю донимать эксперта вопросами.

— В одной аварии, которую мы изучали, было сразу шесть жертв, — вспоминает специалист, продолжая вводить данные со схемы в компьютер. — Тогда вместе с медэкспертами сопоставили травмы погибших и повреждения автомобилей. Только так и смогли определить, где и кто находился в момент происшествия.



Я тоже пытаюсь разобраться в формулах, но с уроков математики в голове осталась только таблица умножения. 

Я прощаюсь с экспертом, который продолжает скрупулезно вбивать данные в компьютер. Когда все необходимые подсчеты будут сделаны, эксперт прояснит, и с какой скоростью двигались автомобили, и под каким углом столкнулись. Ну а в моей голове вертится новое слово «инжектор». Теперь-то я знаю, что это и где это.

Кстати, провести автотехническую экспертизу можно и в частном порядке. В прошлом году, например, неоднократно обращались водители фур, которые часто оказывались в кюветах из-за «выстреливших» шин. Да, час работы эксперта ГКСЭ стоит около 130 тысяч, самая простая экспертиза занимает часа четыре, но ведь эти затраты несопоставимы с теми суммами, которые придется заплатить водителю, окажись он виноватым в ДТП.

Инна ГОРБАТЕНКО

gorbatenko_inna@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter