Эксперт: Евросоюз определил ориентиры своей оборонной политики к 2025 году

Сотрудничество в военной сфере между государствами – членами ЕС осуществляется уже не первый год. Как правило, оно заключается в подготовке и проведении военных учений, совместных разработках и производстве вооружения и военной техники, реализации образовательных и иных программ. Определенное внимание уделяется военному планированию и упрощению процедур для транспортировки войск между европейскими странами. Об этом порталу sb.by рассказал военный аналитик Белорусского института стратегических исследований Андрей Чернобай.


Однако, по мнению эксперта БИСИ, даже такая неглубокая оборонная повестка затруднена расхождением интересов государств –членов ЕС и приоритетов в оценках вызовов и угроз, национальными юридическими ограничениями, а также различным уровнем развития и оснащенности вооруженных сил, неоднородным промышленным потенциалом, недостаточными инвестициями в оборону (в настоящее время военные расходы Евросоюза составляют 1,5 процента ВВП).

Эти обстоятельства обусловили разработку концептуального документа, определяющего основные направления развития европейской безопасности и обороны на основе анализа общих для стран ЕС вызовов и угроз. Таким документом стал утвержденный 25 марта 2022 года главами государств и правительств Евросоюза «Стратегический компас».

По сути, в первой оборонной концепции ЕС, формирующей архитектуру европейской безопасности на следующее десятилетие, отражены приоритетные направления развития военного потенциала стран Евросоюза и повышения устойчивости к разносторонним угрозам, меры по реагированию на кризисные ситуации (в том числе путем проведения военных и гражданских операций ЕС) и углублению партнерских отношений.

В качестве основного практического шага предусмотрено создание к 2025 году сил быстрого развертывания ЕС, включающих в себя сухопутный, морской и воздушный компоненты общей численностью до 5000 военнослужащих. Формирование таких вооруженных сил рядом стран ЕС было предложено еще в мае 2021 года на фоне вывода войск США и их союзников по НАТО из Афганистана.

Данный документ не стоит рассматривать как реакцию Европы на проведение Россией специальной военной операции в Украине. Он разрабатывался внешнеполитической службой ЕС более полутора лет, и текущие события лишь привели к некоторой корректировке отдельных формулировок. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter