Экспериментируйте в собственных спальнях

Белорусский центр моды, что располагается в начале проспекта Машерова, вскоре обретет новый облик.
Белорусский центр моды, что располагается в начале проспекта Машерова, вскоре обретет новый облик. Здание покрасят, снабдят подсветкой и надписью, гласящей, что здесь расположено самое модное место страны. В центре моды считают, что пора подумать о смене декораций. Заменив монументальную скульптурную композицию на фасаде, посвященную международной солидарности трудящихся, на современное световое табло.

Неудивительно, что по этому поводу возник спор. Ведь автор панно на фасаде центра - известный скульптор Анатолий Артимович. Достаточно назвать его последние работы: фигура Евфросинии Полоцкой напротив автовокзала "Московский" в столице, статуя Рогнеды в Заславле, князя - основателя города в Борисове, памятник Скорины для бывшего Кенигсбергского университета, памятный монумент у места переправы французских войск через Березину в 1812 году. Репутация у Артимовича такая: любая работа, будь она современная или советского времени, является произведением белорусского искусства ХХ века. В том числе и панно на фасаде центра моды.

Анатолий Артимович рассказал, что свое произведение создал в 1979 году, посвятил юбилею объединения Западной Белоруссии и БССР, а главной темой избрал международную солидарность трудящихся.

По мнению председателя монументально-экспертного художественного совета при Министерстве культуры Ивана Миско, "жестоко разрушать эту композицию".

Художественный совет еще 12 октября прошлого года единогласно высказался против снятия композиции. В его решении панно Артимовича назвали "выдающимся произведением монументальной пропаганды", порекомендовав автору обратиться в департамент по охране историко-культурного наследия (теперь - управление Министерства культуры), чтобы внести работу в Государственный список историко-культурных ценностей. Но, как уверил заместитель начальника управления Василий Черник, никаких предложений к ним не поступало и вопрос этот не рассматривался. Сам скульптор считает, что не он должен заботиться о сохранении памятника искусства: "Представьте, что меня нет в живых. Кто тогда защитит художника?" Но хотя Анатолий Артимович уверен, что если его работа просуществовала почти 25 лет, то останется на старом месте, по крайней мере, еще на столько же, все же просит не трогать панно хотя бы при жизни: "Подождите, пока я умру".

Но у оппонентов также имеются свои резоны.

- Еще 8 лет назад специальная комиссия, обследовавшая панно, признала его состояние неудовлетворительным, - отмечает замдиректора Белорусского центра моды по техническому обеспечению Валерий Яцкевич. - Ситуация, слава Богу, еще пока далека от критической, но композиция стареет: и физически (алюминий ведь не вечен, да и внутренние конструкции изнашиваются), и морально. Наш главный механик периодически осматривает скульптурную композицию изнутри. К 60-летию освобождения Беларуси мы планируем отмыть ее, на что будут затрачены значительные средства. Пока мы лишь рассуждаем, как решить эту проблему, если позволят панно снять: куда его отправить, во сколько обойдутся ремонтные работы, кто их будет выполнять...

Иван Миско, в свою очередь, предостерегает

: - У нас очень мало настоящих памятников. Однако мы и то, что имеем, не особо ценим. Вот сейчас реконструируется бульвар на улице Ленина. Но в каком стиле? Берутся проекты из зарубежных журналов, а белорусские архитектурные традиции не учитываются. Мы же так все уничтожим!



От редакции

Порой хочется спросить: и когда уймутся разные "реформаторы" от дизайна и архитектуры? Особенно достается от них Минску. Одно время некий шустрый зампред горисполкома так запугал своих коллег псевдодемократической риторикой, что они покорно опустили голову и согласились с глупейшим переименованием многих улиц и площадей. Не имеющих к современной жизни города и горожан никакого отношения. Чего стоит один "Городской Вал", месторасположения которого до сих пор не знает ни один коренной минчанин? Но, кажется, лихорадка переименований закончилась. Сейчас общественное мнение будоражится протуберанцами архитектурных "изысков", некоторые из которых не объяснить ни здравым смыслом, ни эстетическими критериями. Разве что куражом старающихся перещеголять друг дружку "зодчих". Об этом говорят как нелепые "колпаки", придавшие вполне традиционному зданию горисполкома какой-то сюрреалистический облик, так и не лезущие ни в какие ворота "идеи" вроде непродуманного устройства автостоянки рядом с памятником на площади Победы.

И вот - еще одна плохая новость.

Понятно, что барельеф А.Артимовича, созданный в определенную историко-идеологическую эпоху, по своему содержанию вполне дискуссионен. Но то, что он является подлинным произведением искусства, стал фактом городской жизни для нескольких поколений минчан, - несомненно! Так почему же некоторые новые "хозяева жизни" позволяют себе судить и рядить, как говорится, выше сапога? Что может украшать их "владения", а что подлежит "сносу"? Неужели поучительная история, связанная с Верхним городом, так никого ничему и не научила? Не думают ли новоявленные собственники, что их чересчур дерзкие действия могут привести к нежелаемым для них же последствиям? Хочется посоветовать иным дерзновенным владельцам не отрываться от земли, не навязывать общественности своих убогих представлений, не портить людям настроение, и вообще, как говорится, прежде чем резать, семь раз обмеривать?.. А коль у кого-то появился экспериментаторский зуд, то лучше всего будет направить высвободившуюся энергию на переустройство личной спальни либо собственной прихожей. Что же касается конкретной коллизии с фасадом здания центра моды, то редакция просит считать данную публикацию официальным письмом в Мингорисполком и Министерство культуры. Ждем, уважаемые товарищи, ответа по существу. Вопрос-то государственный... Его решение нельзя отдавать на откуп дилетантам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter