Экслибрис Дины Рубиной

Читают! И не только с планшетов и мониторов компьютеров. Книжки в их классическом варианте — в твердых и мягких переплетах, средние по цене и очень дорогие. Более того, покупают не такие уж дешевые билеты на встречи с любимыми писателями. Не все, конечно, а пять-шесть сотен человек — столько, сколько вмещают небольшие театральные залы и Дворцы культуры.

Проглотив “освобожденную” перестройкой литературу, начитавшись вволю детективов и пелевинско-сорокинских “матерков”, мы побежали на философские моноспектакли Гришковца, схватились за томики, в которых “про жизнь”. “Жизнь, какая она есть: и серьезная, и трагическая, и занимательная, и смешная. Достойная того, чтобы просто быть”. Это я процитировала очень популярную нынче Дину Рубину, на встрече с которой радовалась и самому этому событию, и множеству умных, заинтересованных, добрых лиц сидящих в зале читателей. А когда почти трехчасовое общение подошло к концу, практически всем залом выстроились мы с купленными тут же в киоске или принесенными из домашней библиотеки книжками за обещанным автографом.

Собственно автографов как таковых не было: сославшись на больные суставы пальцев, немолодая уже писательница штамповала наши книжки своим фирменным красным экслибрисом. На нем — летящая в небо почти шагаловская женщина в длинном платье. А в ее руках — рог. Тот самый, в который трубят, сообщая нечто важное и удивительное. Предмет, обожаемый трубадурами и под именем “шофар” уважаемый на еврейских праздниках. Что касается трубадурства, то им грешит сама Рубина. Давно живущая за счет доходов с многочисленных изданий своих популярных романов, повестей и рассказов, а еще вышедших по ним фильмов (сейчас в Питере снимают “Синдром Петрушки” с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым в главных ролях и что-то там “замутили” по рубинским же вещам в самом Голливуде) Дина продолжает свои встречи с читателями и на просторах СНГ, и в дальнем зарубежье. Она называет свои гастрольные поездки неуемным трубадурством и не скрывает, что очень хотела бы однажды застрять в маленьком городе, может быть, даже в наших краях...

Рассказчица Рубина потрясающая. В этот приезд в Минск она смешила зал и одесскими байками, утверждая тем самым, что необыкновенный город у самого Черного моря обязательно переживет эпоху очередных революций. А еще читала свои рассказы, в том числе “Любку”, на мой взгляд, одну из самых просто написанных, но очень философских ее вещей. Кстати, тоже экранизированную. А по поводу философии и интеллекта так называемой женской прозы я, рассказывая о рубинском вечере, едва не разругалась вдрызг со своим приятелем, считающим, что в современной литературе нет главного — поиска смысла жизни. Я-то как раз считаю, что надо просто жизнь проживать достойно, а не искать ее смысл. Рубина же сформулировала блестяще: “... важно принять весь этот огромный мир, быть с ним в ладу, изнемогать от любопытства, любоваться его малейшей черточкой; рассматривать любую ситуацию так, словно ты ее и придумал”.

Есть в экслибрисе Рубиной и одна пикантность: фигурка летящей женщины-трубадурши в срединной ее части как бы накрыта картиной в раме. На ней не то солнце и горы исторической родины писательницы, где она теперь постоянно проживает, не то, пардон, оголенная “пятая точка”. Сюжет вовсе не оскорбительный, ведь книжный знак потому и книжный, что определяет суть его владельца. Рубина любит и крепкое словцо, и ядреную шутку — ее почитатели это знают. Она и нас призывает: “Главное же — чувствовать себя наравне с этим миром и не бояться оказаться в смешном положении. Мы и так все ужасно смешные”. А еще в тот вечер много говорилось о таланте и страсти. Но об этом в другой раз.

А вы точно знаете, что читают ваши дети?

Встречаемся по субботам.
Поговорим!

E-mail: lidiya.peresypkina@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter