Уже на 20 производствах страны организованно занимаются промтуризмом

Экскурсия в цеху: всё включено

На фоне пандемии во всем мире набирает обороты развитие внутреннего туризма. «Куда поехать и что посмотреть?» — этими вопросами задаются и многие белорусы. Ответы на недавнем заседании итоговой коллегии Минспорта и туризма подсказал заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко: есть исторический, гастрономический, культурно-познавательный, оздоровительный — всего определено 12 видов и пять направлений туризма. Продвижение каждого в ближайшее время усилят. Что собираются сделать в промышленном туризме? Какая ситуация в этом сегменте сейчас и какие перспективы открываются? Ответы на эти и другие вопросы искала корреспондент «Р» в беседе с официальным представителем Министерства промышленности, членом межведомственной рабочей группы по промышленному туризму Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совмине Олегом Слепченко. К слову, именно Минпром возглавляет эту рабочую группу, по сути, на правах лидера координирует развитие направления.

В прошлом году БЕЛАЗ посетили 17 688 человек, а доход от промышленного туризма превысил 250 тысяч рублей.
Фото Минпрома

Показать себя, на других посмотреть

— Олег Викторович, первые экскурсии промышленные предприятия начали проводить примерно восемь лет назад. Вы анализировали, как обстоит дело в данный момент?

— Сейчас, по нашим данным, промышленным туризмом организованно занимаются примерно на 20 различных известных производствах. На них разработаны и утверждены маршруты. Чтобы вовлечь больше предприятий, акцентируем внимание на важности этого направления. Ведь, по сути, предприятия получают хорошую возможность рассказать о себе и своих успехах в регионе, стране, мире, показать современное производство и востребованную продукцию, развенчать стереотипы об «убитых» заводах — только уверенный в своих решениях, порядке, грамотном распределении обязанностей в своем доме хозяин будет готов к приему гостей в любой момент. Люди приезжают, набираются впечатлений и гораздо лояльнее относятся к вновь открытому предприятию.

Олег СЛЕПЧЕНКО.
Важна в этом вопросе и профориентация. В Советском Союзе она была поставлена на очень высокий уровень, для школ было обязательно посещать производства, чтобы молодые люди понимали, как рождаются машина, трактор или комбайн. Теперь важно показать, что нынешние предприятия — не грязь, холод и неустроенность. Это современные роботизированные производства с достойными условиями труда и оплатой. Нужно рассказывать, какой соцпакет предлагает такая работа, показать цеха, в которых трудятся люди, дать возможность с ними пообщаться. Это весьма полезно и для руководства заводов с точки зрения того, кого они получат завтра в качестве работников и где они их будут искать. На мой взгляд, лучшей формы заинтересовать потенциального работника не найдешь.

Основная сложность в другом — в обеспечении безопасности. Ведь надо разработать маршруты так, чтобы они по минимуму пересекались с производственными линиями, но при этом посетители все же увидели яркую часть процесса. С одной стороны, остро стоит вопрос безопасности: когда строили заводы, то и подумать не могли, что по их территории могут ходить посторонние. В первую очередь за основу бралась производственная логистика. Сейчас при модернизации закладывается возможность посещения предприятий гостями, в том числе инвалидами, — стараемся заложить комфортные пути передвижения, смотровые площадки вдоль или рядом с самыми интересными местами конвейера.

Равнение — на лучших

— Раз Минпром заявлен в качестве координатора развития производственного туризма в стране, значит, предприятиям вашей отрасли надо подавать пример. На кого равняемся?

— В промтуризме лидирует, конечно, БЕЛАЗ. Он был застрельщиком в машиностроительной отрасли. С 15 июля 2015 года на предприятии начали реализовывать проект «БЕЛАЗ — бренд Беларуси». Он очень быстро набрал обороты и стал востребованным. За это время завод посетили более 157 тысяч человек. Это не только белорусы, но и граждане более чем 25 стран. 

С каждым годом количество желающих попасть в мир огромных машин и увидеть сборку этих гигантов возрастает. Места постоянной прописки наших самосвалов — карьеры — это закрытая территория. Неудивительно, что особый восторг у гостей предприятия вызывает выставка образцов выпускаемой техники от «малышей» до великанов. В экскурсию по предприятию входит посещение музея трудовой славы БЕЛАЗа, где можно ознакомиться с историей создания завода, которая берет свое начало с 1948 года. Также туристы могут заглянуть в мир производства, увидеть, как создаются карьерные гиганты высотой с трехэтажный дом, проехать в кабине самосвала грузоподъемностью 130 тонн. Кроме того, посетителям предлагается пройти начальный курс обучения вождению на динамическом тренажере и попробовать себя в роли настоящего водителя-испытателя. На тренажере полностью воспроизведена реальная дорожная обстановка карьера в режиме 7D, можно менять погодные условия. Если водитель наедет на виртуальную кочку, то обязательно почувствует, как сработали амортизаторы виртуального самосвала. 

Стараются не отставать от БЕЛАЗа также МТЗ, «Гомсельмаш», которые очень активно развивают это направление. Но предприятий с нераскрытым потенциалом гораздо больше даже по линии нашего министерства. 

— Приведите примеры. 

— МАЗ, «Могилевлифтмаш», «Амкодор», «Горизонт», «БЕЛДЖИ», Минский моторный завод не оставляют идею с промтуризмом. Есть программы, которые в ближайшие годы здесь будут претворяться в жизнь. В то же время на тех предприятиях, где промышленный туризм отсутствовал в принципе, быстро развить его, скорее всего, не удастся, однако интерес к этому направлению присутствует, есть на кого равняться. Например, появляются должности специалиста по промышленному туризму. Так, в штатное расписание отдела идеологической и информационной работы «Гомсельмаша» введена единица ведущего специалиста по туризму, идет закупка аудиогидов, дополнительно приобрели автобус, решили вопросы по организации питания. Уже согласованы вопросы организации дополнительных маршрутов при посещении предприятия, разработки и создания 3D-туров и приема туристических групп по выходным дням. На «БЕЛДЖИ» прорабатывается возможность введения в ближайшее время должности специалиста по промышленному туризму, планируется создание корпоративного музея. 

Что касается коллег, отмечу, что предприятия концерна «Белгоспищепром» в большинстве своем пока закрыты для посещения, но следят за нами: сейчас там проводится подготовительная работа по закупке аудиогидов, выработке маршрутов и т.д. На Оршанском льнокомбинате разработали и внедрили три экскурсионных маршрута: основной, для всех желающих, для деловых партнеров и потенциальных покупателей, а также для учащихся с целью проф­ориентации. Для последней категории посетителей (и для школьников в рамках шестого учебного дня) постоянно проводятся ознакомительные туры на предприятиях концерна «Беллегпром» — на «Камволе», «Моготексе», «Ленте», «Милавице». 

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter