Экономисты уступают позиции технарям

Александр Радьков: В целом высшая школа обеспечивает кадровые потребности экономики и социально-культурной сферы страны

Современная экономическая ситуация иногда меняется настолько быстро, что учесть все нюансы не удается даже достаточно гибким структурам. У высшей школы своя специфика: с момента принятия решения о вводе новой специальности до первого выпуска пройдет, как минимум, 5—6 лет. Конечно, есть технологии, которые позволяют заглянуть на годы вперед и определить, какая квалификация кадров понадобится предприятиям и организациям в перспективе. Есть и другая сторона вопроса: например, экономистов и юристов вузы готовят в таком количестве, что «в чистом виде» такие специалисты мало востребованы. Однако спрос на обучение по этим специальностям не снижается, в то время как многие перспективные профессии незаслуженно обойдены вниманием абитуриентов. А это значит, что надо обучать не только профессии, но и доводить до сведения самой широкой общественности информацию о том, какие специалисты будут в почете через 5—10 лет. Но в целом высшая школа обеспечивает кадровые потребности экономики и социально-культурной сферы страны, считает министр образования Беларуси Александр РАДЬКОВ (на снимке). 

— Александр Михайлович, какие методики прогнозирования спроса на рынке труда используются Минобразования и другими ведомствами? 

— Министерства и ведомства, местные исполнительные и распорядительные органы исследуют текущую и перспективную потребность в кадрах своих подведомственных организаций и на этой основе разрабатывают отраслевые программы «Кадры», а затем представляют эту информацию в Минобразования. При формировании контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных средств учитываются итоги распределения выпускников и заявки органов госуправления, предприятий и организаций. Прием на специальности и специализации, по которым заявленная потребность составляет менее 80 % от планируемых бюджетных мест, а распределение молодых специалистов составляет менее 90 %, сокращается. Такой подход позволяет оптимизировать объемы и структуру подготовки специалистов. 

В последние годы количество бюджетных мест на экономические специальности регулярно сокращается. Так, в 2007 году Министерством образования принято решение сократить прием на специальности направления «экономика» на 18 %. Сегодня на рынке растет спрос на специалистов с высшим образованием по профилю «техника и технологии». Это и понятно, ведь переход экономики на инновационный путь развития требует соответствующей кадровой основы. При общем сокращении количества бюджетных мест набор на специальности профилей «техника и технологии», «естественные науки» сохранился в 2007 году на прежнем уровне, а на отдельные специализации увеличился. Планируется готовить больше специалистов для строительного комплекса, энергетики, транспорта, лесного хозяйства и деревообрабатывающей промышленности, здравоохранения, сферы информационных технологий. 

Отмечу, что первым рабочим местом мы стараемся обеспечить не только выпускников, получивших образование на дневном стационаре за счет бюджета, но также обучавшихся за счет собственных средств (с их согласия). 

— Какие факторы учитываются при введении в вузах новых специальностей? Сколько времени может пройти от принятия решения до приема первых абитуриентов? 

— Формированием предложений по внесению изменений занимается уполномоченная Минобразования организация — Республиканский институт высшей школы (РИВШ). На сегодняшний день структура подготовки специалистов в сфере экономики в основном сложилась. Обучение и выпуск идут по 11 специальностям: «экономическая теория», «экономика», «мировая экономика», «финансы и кредит», «статистика», «экономика и управление на предприятии», «бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)», «товароведение и экспертиза товаров», «коммерческая деятельность», «маркетинг», «экономика и организация производства (по направлениям)». Открыты новые специальности: «аудит и ревизия», «экономическая информатика», выпуска по которым еще не было. 

Учебные заведения, подчиненные Министерству образования, отраслевые министерства и другие органы государственного управления имеют возможность ежегодно до 15 октября представлять в РИВШ предложения по внесению изменений в Общегосударственный классификатор. При этом необходимо обосновать, насколько связана новая специальность с активностью на рынке, обозначить ее существенные (новые) признаки, представить квалификационные характеристики специалиста или образовательного стандарта специальности, прогноз востребованности… РИВШ проводит анализ предложений, затем введение новой специальности согласовывается с Минэкономики и Минтруда, после чего проекты изменений (до 1 декабря) предъявляются в Минобразования. 

— Эксперты кадрового рынка утверждают, что далеко не всегда уровень подготовки молодых специалистов отвечает современным реалиям. В чем вам видится роль высшей школы в повышении качества обучения? 

— Ведущим вузом в системе экономического образования является Белорусский государственный экономический университет (БГЭУ). На его базе создано Учебно-методическое объединение вузов Беларуси по экономическому образованию (УМО), которое и отвечает за качество обучения. В состав УМО входят ведущие преподаватели, научные работники, представители органов госуправления и других организаций, заинтересованных в подготовке специалистов экономического направления. УМО участвует в разработке, совершенствовании и экспертизе образовательных стандартов, учебных  планов и программ, согласовывает рукописи учебников и различных пособий. Для усиления практико-ориентированной подготовки экономических кадров предусмотрено согласование образовательных стандартов и типовых учебных планов с представителями министерств — работодателями будущих специалистов. Также в БГЭУ ежегодно проводится «Ярмарка вакансий», на которой будущие выпускники вуза встречаются с потенциальными работодателями и определяются с предстоящим местом прохождения преддипломной практики. 

Замечу, что в марте прошлого года Минобразования и Минэкономики было принято совместное постановление «О мерах по совершенствованию подготовки экономических кадров в Республике Беларусь». Этим документом утверждены критерии, предъявляемые к вузам, которые ведут подготовку кадров по группам специальностей: «экономика и управление», «бизнес-управление», «экономика и организация производства». 

— Насколько активно взаимодействуют вузы с белорусскими субъектами хозяйствования? 

— Постоянные контакты вузов с представителями предприятий и организаций, а также с руководителями отраслей, регионов помогают определить кадровую политику, обозначить перспективы и прогнозные оценки востребованных кадров. Такое взаимодействие позволяет находить пути повышения качества подготовки специалистов, оперативно реагировать на изменения рынка труда, быть в курсе конкретных проблем каждой отрасли, отдельных предприятий и организаций. 

Высшие учебные заведения организуют производственные практики студентов на предприятиях силами выпускающих кафедр, в ходе которых происходит обмен мнениями между представителями вузов и заказчиками специалистов о соответствии подготовки специалистов потребностям предприятий и организаций. Представители предприятий (организаций) и отраслей ежегодно участвуют в работе государственных экзаменационных комиссий, в руководстве дипломными работами и их рецензировании, в процессе распределения студентов, при котором проводятся опросы о количестве и качестве востребованных специалистов, высказываются значимые и внедряемые в учебный процесс предложения. На базе ведомственных учреждений образования в рамках переподготовки и повышения квалификации специалистов реализуются корпоративные программы обучения. 

Справка «ЭС» 

Специалистов с высшим образованием в Беларуси готовят 43 государственных и 10 частных высших учебных заведений, которые находятся в подчинении 16 государственных организаций. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2001 «Специальности и квалификации» включает в себя 360 специальностей (более 1000 специализаций) 15 профилей образования. 

Ежегодно высшая школа выпускает свыше 60 тысяч специалистов (из них более 20 тысяч подлежат обязательному распределению). Подготовку по специальностям «экономика», «экономика и организация производства» осуществляют 22 государственных, 10 частных вузов по 11 специальностям. Количество студентов экономического профиля, обучающихся за счет средств организаций, в среднем по вузам не превышает 1 %.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter