Топовые эксперты из Минсвязи и информатизации, Microsoft и ПВТ — о революционном характере Декрета № 8

Экономика высшего софта

Завтра в силу вступает один из самых революционных документов современной истории Беларуси. Возможно, его принятие станет первым шагом в то будущее, от которого убежать уже не удастся, да и делать это в принципе глупо. О том, чего ждать от Декрета № 8 в скором времени и через много лет, корреспондентам «Рэспублікі» рассказали представители государства и бизнеса.


Дмитрий Шедко, член Наблюдательного совета Парка высоких технологий, первый заместитель министра связи и информатизации, считает, что роль Декрета № 8 — в глобальном изменении всей экономики. И для этого у нас есть хорошие условия.

Время пришло


фото виталия
пивоварчика


— Ко вступлению декрета в силу все готово. Подготовлены необходимые подзаконные акты. Новые компании подают заявки на регистрацию. Остается только ждать результатов.

Сегодня с принятием декрета Парк высоких технологий во многом разворачивается в сторону Беларуси. Мы очень рассчитываем на то, что резиденты, которые уже есть и которые только готовятся вступить в ПВТ, придут со своими компетенциями, позволяющими заниматься цифровой трансформацией именно белорусской экономики. Задача декрета — сделать так, чтобы все процессы, которые могут стать цифровыми, стали такими.

За последние десять лет у нас была создана современная информационная индустрия. Она привлекает деньги в страну, но основными потребителями результатов являются иностранные компании. Мы практически не пользуемся тем, что у нас создают. Декрет призван это изменить. Мы не только должны сделать еще более глубокую разработку софта именно в Беларуси, но и начать пользоваться этими разработками.

Если раньше этот процесс тормозился по вполне объективным причинам — был очень низкий спрос со стороны традиционной экономики на разработки, то сегодня мы уже начинаем наблюдать, как у людей меняется сознание: они начинают думать о цифровых инструментах как о реальном способе повысить эффективность своей работы. До этого были лишь отдельные энтузиасты или отрасли (например, связь и банковский сектор), которые были просто вынуждены работать с новыми технологиями, чтобы выжить.

Беларусь уверенно развивается в IT-сфере. Эксперты недавно сравнивали темпы развития оптоволокна в Испании и у нас. У нашей страны хорошие европейские показатели. Мы, конечно, не сверхлидеры, но на достойном уровне. У нас 3,7 миллиона домохозяйств, около половины из них (1,8 миллиона) уже подключены к оптоволокну. И почти все пользуются им. А вот в той же Испании фактическое пользование очень низкое: из 26 миллионов подключенных домов только 4 миллиона реально выходят в интернет.

Белорусы легко адаптируются к новым технологиям. Посмотрите, как у нас стремительно развивались сотовая связь, интернет. Поэтому каких-то проблем с цифровой трансформацией у нас быть не должно.

Одна из важных возможностей, которые открывает декрет, — сделки слияния и поглощения будет удобно проводить в нашей юрисдикции. Продажа наших компаний — это хорошо. Мы все равно получим свои дивиденды (как минимум, в виде налогов с этих сделок). Кроме того, продажа зарубежным компаниям дает возможность успешным разработкам развиваться дальше.

А что касается финансовых центров, то здесь были наши недоработки. Тот же Wargaming готов был иметь финансовый центр здесь, а не в Лондоне. Но тогда им пришлось бы с каждым игроком заключать письменный договор: так требовало законодательство. А игроков у них 100 миллионов.

Еще одна отличная возможность, закрепленная в декрете, — максимально прозрачные условия для частных компаний. Это необходимо для того, чтобы они приносили сюда свои знания и умения. Декрет не про криптовалюты. Он — про развитие экономики.

Вопрос не стоит о том, готовы мы или нет к цифровой трансформации. Вопрос в том, собираемся ли мы выживать в этом мире. Если нет, то можно ничего и не делать. Однозначно, так, как было, уже не будет никогда.

У нас, кстати, есть хорошая основа для изменений. Мы много лет методично занимаемся развитием инфраструктуры. А это очень трудоемкий процесс. У нас от момента принятия решения о строительстве до фактической прокладки того же оптоволокна проходит 9 месяцев. Это различные согласования, уточнения и прочее.

Однако нам еще многое придется поменять в образовании. Потому что оно должно быть сверхгибким. Технологии меняются настолько быстро, что за 5 лет в университете все знания становятся не просто старыми, а ненужными.

Антон МЯКИШЕВ, глава представительства Microsoft в Беларуси, полагает, что у нашей страны есть все шансы получить значительную долю операций на рынке криптовалют.

Отдача с плюсом

фото белта
— Для того чтобы попытаться оценить предполагаемую экономическую отдачу от Декрета № 8, имеет смысл выделить два направления — бизнес IT-компаний и традиционная экономика. Общий объем капитализации рынка криптовалют превысил отметку в 800 миллиардов долларов. В мире есть всего несколько юрисдикций, легально работающих с этим рынком, у Беларуси есть все шансы получить выгоду от таких проектов. Декрет предполагает массовое привлечение иностранного капитала и создание большого количества новых рабочих мест, уровень заработной платы которых многократно превышает средний по стране. Увеличение количества граждан с высоким уровнем дохода стимулирует экономику внутреннего потребления товаров и услуг, что позитивно отражается на ВВП и средней заработной плате.

Цифровая трансформация предприятий реального сектора, в свою очередь, повышает конкурентоспособность продукции на внешних рынках, способствует снижению издержек и увеличению прибыльности предприятий. За счет этого увеличиваются объем выпускаемой продукции, заработная плата работников и поступления в бюджет от государственных предприятий.

Перечислю самые основные, на мой взгляд, положительные эффекты от развития цифровой экономики. Во-первых, повысится известность и привлекательность Беларуси как бизнес-юрисдикции в мире для инновационных цифровых бизнесов. Во-вторых, увеличится количество стартапов, к нам придут международные компании, будет приток иностранного капитала и сокращение дефицита торгового баланса. В-третьих, изменится структура экономики страны: в частности, снизится ее зависимость от сырьевых рынков.

Правила игры в белорусской IT-отрасли станут интегрированы с международными рынками. Конечно, приток капитала последует, но объемы и скорость этого процесса будут зависеть от качества имплементации положений декрета, правоприменительной практики и системности работы по привлечению мирового бизнеса в нашу страну. Многие компании сейчас испытывают живой интерес к происходящим изменениям, но присутствует некая иcторическая настороженность. Очень важно сейчас продемонстрировать несколько положительных примеров сотрудничества с крупными известными компаниями, которые будут способствовать запуску цепного процесса вхождения на рынок новых игроков.

Для успешного результата достаточно имплементировать принципы, заложенные в декрете. Во всем мире молодые IT-компании пользуются венчурными фондами и «посевными» инвестициями для привлечения средств гораздо активнее, чем банковскими кредитами. И эти институты сейчас готовы к работе на белорусском рынке — необходимо только имплементировать принципы английского права, заложенные в декрете.

Новый документ легализует ICO, криптовалюты и смарт-контракты. Если говорить об актуальности этих инструментов для белорусского рынка, на наш взгляд, ICO будет механизмом, который даст самую быструю отдачу. Использование ICO позволит большому количеству инновационных стартапов привлекать быстро средства инвесторов и выходить на новый уровень развития.

Что касается трансформации рынка труда, этот процесс уже происходит. Не нужно опасаться его, нужно создавать гражданам страны качественные условия для поиска себя на этом новом рынке. Огромная роль здесь принадлежит системе образования. Изменение программы среднего и высшего образования, новые специальности для средних специальных учебных заведений, курсы повышения квалификации — все это является основой для готовности к идущим переменам. IТ дают огромные возможности для доступа к высокооплачиваемой работе дистанционно, вне зависимости от возраста, пола и местонахождения, для Беларуси это открывает новые перспективы.


Александр КУРБАЦКИЙ, председатель экспертного совета Парка высоких технологий, профессор БГУ, признается, что хотя Декрет № 8 и создает питательную среду для бизнеса и IT-технологий, есть нюансы, которые еще предстоит решить.

Тепличные условия


фото александра
кулевского


— Спрогнозировать эффект от Декрета № 8 в цифрах сложно. Здесь, скорее, логичнее вести речь об эффекте косвенного характера. Когда в 2005 году создавался ПВТ и компании в основном работали по аутсорсинговой модели, тогда в разумных пределах можно было просчитать какую-то экономическую отдачу. С продуктовыми моделями это сделать сложнее. Ведь успешных стартапов на самом деле не так и много: иногда речь идет о единицах из сотни. Да, будут проекты, которые окончатся ничем. Но ведь некоторые выстрелят. Кто много лет назад мог представить, что мировую известность получит игра World of Tanks? Самое важное — мы создали условия, питательную среду, которая позволяет увеличить число успешных проектов. Вместе с тем нам еще предстоит большая работа по созданию благоприятной почвы для развития инвестиционных и венчурных фондов. Формы таких финансовых институтов могут быть разные. Например, система инкубирования, которую можно было бы формировать на базе вузов.

Но есть и некоторые нюансы. С одной стороны, мы ожидаем прихода на рынок крупных иностранных игроков, с другой — существуют определенные ограничения. Прежде всего, мы можем столкнуться с недостатком кадров. Беларусь — небольшая страна, практически все специалисты в IT-сфере разобраны. На мой взгляд, система образования сейчас переживает определенный кризис, мы еще недостаточно качественно готовим новые кадры для цифровой экономики. Даже если сюда придут инвесторы с большими деньгами, может просто не хватить специалистов различного плана. Да, сейчас на слуху Виктор Прокопеня, Юрий Мельничек, братья Гурские. Но много ли еще таких имен?

Цифровая экономика, несомненно, изменит рынок труда. И к тому, что появятся новые специальности и профессии, а роботы и искусственный интеллект будут вытеснять человека, пока не готовы ни в Беларуси, ни в другой стране мира. Как находить решения, никто еще не знает. Уже есть и конкретные примеры. Так, одна из крупнейших китайских компаний по выпуску электроники, где работают более 1 миллиона человек, занялась роботизацией. Строятся заводы-автоматы, а люди теряют работу. Эти процессы очень заметны в промышленности, сельском хозяйстве, банковском секторе. Освобождаться будут не только «синие», но и «белые воротнички». Многие относятся к таким явлениям, как к чему-то далекому, нереальному, полагая, что это будет не с нами. Но цифровизация — это явление, которое развивается стремительно и повсеместно, система образования пока к этому не готова. Необходимо активнее решать вопросы переподготовки и переквалификации кадров.

Сегодня у студентов масса идей и стартапов. Они уже на 3—4-м курсе создают и регистрируют свои компании, раньше такого не было. Но пока получается, что университеты этого никак не касаются. А ведь можно было использовать западную модель: создавать на базе учебных заведений технопарки, где на льготных условиях могли бы формировать свой бизнес студенты с преподавателями. Такие схемы успешно работают в Германии, в странах Скандинавии. Нам стоило бы перенимать этот опыт.

konoga@sb.by

kuletski@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter