Поиск погибших летчиков

Экипаж, улетевший в вечность

Все свое счастливое детство 70–х я провела у бабушки на высоком берегу чистой, бьющей холодными ключами реки Оресы, в деревне с названием Подоресье. Мирное небо и спокойную жизнь мы воспринимали как данность, не задумываясь над ценой этой безмятежности. Но тогда же я услышала историю о том, как во время Великой Отечественной войны в этих краях упало несколько советских самолетов: один — в лесу возле Подоресья, второй — рядом с соседней деревней Залужье, а третий — около деревни Селищи. Говорили также, что кто–то из местных даже нашел в нашем лесу документы на имя Александра Катаева. Кроме того, одного из окрестных деревенских жителей видели в гладком кожаном шлеме, и откуда–то был у него настоящий пистолет. А еще вроде бы фамилия второго летчика — Волков. Мне и в голову тогда не приходило, что, прожив почти половину своей жизни, я начну искать следы Александра Катаева. И мечта найти погибших летчиков станет реальностью.



Начало


Мой первый звонок в администрацию Стародорожского района не принес утешительных результатов: тогда там не знали, что возле Подоресья лежит наш сбитый самолет с экипажем. В Залужской школе тоже никто не занимался поисковыми материалами: их ранее уже собрал заслуженный учитель БССР М.Санько. Как потом выяснилось, имена и Катаева, и Волкова уже были в документах у покойного учителя Санько.

...Жаркий июнь 1941 года, нашу страну подло бомбят в 4 утра самой короткой летней ночи. В Западный особый военный округ перебрасываются звенья 140–го бомбардировочного авиаполка, в основном — тихоходные СБ. Из архивной справки:

«27 июня 1941 года. 140–й скоростной бомбардировочный полк в течение дня боевых действий по метеоусловиям не вел. Но одно звено 1–й АЭ вылетело на разведку войск противника и принадлежность их в районе дороги Бобруйск — Слуцк (известной как Варшавское шоссе) и с задания не вернулось».

15-DSC01406 (Копировать).jpg  15-DSC01583 (Копировать).jpg
Детали от самолета.

28 июня. Жители деревни Залужье становятся свидетелями гибели еще одного нашего самолета. Два немецких истребителя вились над неповоротливым бомбардировщиком, как пчелы. Через минуту краснозвездный самолет загорелся и упал под Залужьем. В тот же день погиб еще один экипаж — возле деревни Селище.

Эти героические мальчики — настоящие «рыцари неба», у которых в помощниках были только облака...

Первые поиски


Первым стал искать тех летчиков сибиряк Иннокентий Андронович Тюрюмин, воинское подразделение которого в конце 1945 года прислали в Подоресье на помощь колхозу. Тогда Тюрюмин вызвал представителей местной власти из Старых Дорог. Но его поиски не увенчались успехом.

Через 15 лет в Залужье приехал работать учитель М.Санько. Благодаря Михаилу Андреевичу в 1967 — 1969 годах самолет и имена членов экипажа 99–го БАП, упавшего за деревней Залужье, были восстановлены. Местные комсомольцы нашли и сохранили документы и фотографию одного из погибших. Тела летчиков привезли в деревню. Сейчас там установлен памятник. Полученную информацию опубликовали в городе Калинине в газете «Калининская правда» 12 декабря 1967 года, после чего жена и сестра опознали летчика С.В.Постникова. Так восстановили весь экипаж: командир звена — Серафим Васильевич Постников, уроженец д. Киревичи Калининской области; штурман — Петр Филиппович Фоминых из д. Шмелевка Кировской области; стрелок–радист — Александр Михайлович Зайцев из села Вонгуды Архангельской области.

Имена через десятилетия


Второму экипажу, упавшему около Подоресья, не повезло: он остался безымянным на долгие 74 года. При падении от сильного удара о землю у летчиков были повреждены ноги: нижние кости зашли в верхние, тазобедренные и суставы коленей выскочили... Кто–то из экипажа, весь обгоревший, завис на парашюте, зацепившись за огромную сосну. При каких обстоятельствах погибли летчики, неизвестно до сих пор.

...Позже двоих погибших похоронил Василий Семенович Казачок — где–то под березой. Его дочь Анна рассказывала, что лет через десять после войны приезжал к отцу хорошо одетый мужчина, вместе они ходили искать захоронение: «Но отец точного места уже не вспомнил...»

Кто нашел и похоронил третьего летчика, неизвестно. Война — дело страшное и безумное. Но она проверяет, имеешь ли ты право зваться человеком или нет.

Катаевы


Тем же летом 1941 года девочки–подростки Вера Масло и Матрена Хмелева нашли в лесу в кабине сбитого самолета обгоревший планшет с надписью: «Катаев Александр, станция Орша». Они стали показывать его в деревне, вскоре пришел полицай и забрал документы.

Личная учетная карточка А.Катаева.

Дочь Веры Масло Людмила Замбржицкая вспоминает: «Мы с мамой часто говорили об этом самолете. Классе в третьем я даже писала письма про Сашу Катаева. Мы их куда–то отправляли, правда, не в Москву. Но ответа так и не получили...»

Для поиска места падения самолета мы привезли дочь одной из женщин, нашедших планшет, — Тамару Свириду. Помогал нам и все эти полгода бессменным шофером безвозмездно служил минчанин Василий Зубок. Огромное количество запросов ушло в разные инстанции. И наконец, летчик с именем Катаев Александр Васильевич 1918 г.р. нашелся! Лейтенант, старший летчик, пропавший без вести на Западном фронте в районе Бобруйска. Я дала объявление в зуевской газете «Нива» Кировской области. И при помощи таких же энтузиастов, учителей школы поселка Косино, мы отыскали двоюродную сестру Александра Катаева. В первый день Валентина Алексеевна Зорина говорить не смогла. Мы беседовали с ней уже назавтра.

Фото свидетелей и помощников в поисках:
1-й ряд слева направо: Екатерина Денисевич, Нина Сирачева, Анна Казачок, Лариса Карасина;
2-й ряд слева направо: сестры (дочери женщин, нашедших планшет) — Тамара Свирида, Людмила  Замбржицкая, Анна Козловская и Михаил Казак.

В семье Василия, он работал на Косиновской бумажной фабрике, и Наталии Катаевых было два сына: Николай и Александр. И оба погибли. Когда пришла похоронка на старшего, Николая, отец постепенно смирился. А вот в гибель Саши никак поверить не мог. И все время ждал вестей. Однажды, услышав по радио сообщение, что в госпитале Одессы лежит раненый летчик, потерявший память, тут же отправил туда Сашино фото. Но ему ответили: не он.

Летчик Волков


Про имя второго летчика, Николая Ивановича Волкова 1914 г.р., я просто догадалась, сравнив поэкипажные списки 140–го авиаполка и запросы учителя Санько. А также вспомнив об упоминании этого имени моим братом Сашей в детстве.

Личная учетная карточка Н.Волкова.

Я разыскала дочь Николая Волкова, Ольгу Зайнебоширову, и внучку, Анну Коломеец, в Омске. Анна Борисовна поведала историю о романтической любви ее деда Николая и бабушки Анны. Тогда, перед вылетом в Белоруссию, Николай Иванович сказал жене: «Это все страшно и надолго...» Потом Анне гадалка сказала, что ее муж вернется по осени. И каждую осень Анна ждала своего Николая с войны...

Для установления места падения самолета я обратилась в Бобруйский поисковой отряд «Обелиск» — к его командиру Сергею Порозову и бойцам Владимиру Коту, Евгению Суханову и Кириллу Федорову. Все они известные в Беларуси поисковики, имеют большой опыт работы. Совместно мы определили место падения самолета. Собранные материалы передали в управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войны для проведения раскопок по обнаружению останков погибших летчиков.

Селище


Таким образом, неизвестным у нас оставался только третий самолет.

Как вспоминала моя мама Евфимия Савельевна Карасина, его сбили на границе Слуцкого и Стародорожского районов возле деревни Селище. Один из членов экипажа тогда выжил. Его прятал местный житель.

Уроженка Селища Вера Здоровец, тоже поисковик–энтузиаст, провела свое расследование. Ей удалось разыскать родственников тех, кто прятал раненого летчика, и даже назвать приблизительно фамилию погибшего: Водогрей либо Водогрецкий. Вера Александровна фактически подсказала состав экипажа 99–го БАП из звена, куда входил и уже известный нам экипаж Постникова, сбитый 28 июня 1941 года. Теперь мы можем назвать: старший бомбардир, лейтенант Михаил Петрович Водогрецкий, уроженец орджоникидзевского края, пропавший без вести 28.06.1941 г. при атаке танковой колонны противника на шоссе Старые Дороги — Бобруйск. Далее — пилот, младший лейтенант Александр Иванович Невтринис, попавший в плен 28.06.1941 г., затем перевезенный в пересыльный лагерь для военнопленных в Полоцк, после — в Германию: шталаг ХIII B, где умер от туберкулеза легких 04.04.1943 г., похоронен 06.04.1943 г. в городе Фалькенау, могила № 349. И стрелок–радист Анатолий Иванович Мусиенко, украинец. Именно он выжил при падении самолета. Впоследствии снова попал на фронт. С 1 февраля 1942 года — старший сержант, авиамеханик 672–го ночного легкобомбардировочного полка на Закавказском фронте (представлен к награде — медали «За боевые заслуги»). Погиб 07.08.1942 г. на самолете У–2 в районе Майкопа.

Но работы еще много, и требуется большая экспедиция по поиску пропавших без вести экипажей на Брестском направлении, где в первые дни войны ценою своих жизней наши защитники пытались остановить продвижение врага.

Справка из Подольска


И совершенно неожиданно военный архив в Подольске к 9 мая 2016 года прислал родственникам А.Катаева личную карточку учета летчиков Волкова Н.И. и Катаева А.В. А родственники тут же по компьютеру переслали эти дела мне. Я была так счастлива, что просто плакала. Саша Катаев мне уже снился...

Подольский архив также переслал справку, где назван состав всего экипажа, и официально подтвердил третье имя — стрелка–радиста Василия Яковлевича Соболева 1918 г.р., уроженца Ростовской области Мечетинского района, хутор Кугогейский. Теперь я веду поиск его родственников.

Так уж получается, что эхо войны и сегодня тревожит нашу память. И мы должны очень бережно относиться к этим маленьким крупицам правды, чтобы не дать затеряться им в круговороте новых странных веяний, ведь «война приходит туда, где ее забывают...».

Поэтому поиск продолжается.

Лариса КАРАСИНА.

Минск.

Советская Белоруссия № 161 (25043). Вторник, 23 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter