Экипаж «Митчела» вернулся из небытия

Установлены имена погибших под Брестом советских летчиков

11 МАЯ на городском Гарнизонном кладбище в торжественной обстановке пройдет погребение воинов. В эти дни в город из разных регионов Российской Федерации едут их внуки и родственники. У братской могилы экипажа будет установлена мемориальная плита с  фото и именами погибших летчиков. А накануне близкие побывают на месте падения самолета в Брестском районе.


Александр БЕЛОВ

Иван СМОЛИН

Давид ФРОЛОВ

Сергей БАРИНОВ

КАК погиб экипаж и почему он так долго оставался безымянным? Чтобы ответить на вопросы, вернемся ровно на год назад, когда ребята брестского историко-патриотическо-технического отряда «Авиапоиск» возле деревни Непли в Брестском районе на глубине семи метров обнаружили самолет. Фрагменты американского бомбардировщика В-25 «Митчелл» покоились в пограничной полосе. 

Это редкая для СССР машина, всего около 800 таких самолетов были переданы Советскому Союзу по ленд-лизу из США. Поисковики не раз слышали, что где-то «на границе» в годы Великой Отечественной упал сбитый «Митчелл». Но где? Точное место падения указал старожил Яков Серко, в годы войны — мальчишка, живший в этой деревне. Раскопки проводили бойцы отдельного специализированного поискового батальона Министерства обороны Республики Беларусь совместно с «Авиапоиском». 

Обычно данные о летчиках определяют по номеру двигателя или серийному номеру самолета. Однако цифры на фрагментах американского бомбардировщика означали лишь номера комплектующих деталей. Председатель «Авиапоиска» Владимир Бухта предложил попробовать установить членов экипажа по фрагментам документов и записных книжек, которые были найдены среди обломков.


Фрагменты личных вещей членов экипажа

БРЕСТСКИЕ поисковики обнаружили и смогли прочитать чудом сохранившийся адрес письма одного из летчиков. После этого они через интернет обратились за помощью к Борису Давыдову, российскому исследователю авиации времен Второй мировой войны. Солидарный коллега подключился к работе. А вскоре из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации получили ответ: самолет был сбит ночью 16 июля 1944 года, когда 335-й авиаполк 4-го гвардейского авиакорпуса совершал налет на Брестский железнодорожный узел. В ту роковую ночь «Митчелл» шел замыкающим в строю, так как должен был зафиксировать на пленку результаты бомбового удара по стоявшим на станции немецким эшелонам с живой силой и техникой. Были названы фамилии и имена членов экипажа — командир экипажа гвардии лейтенант Александр Белов, второй пилот гвардии младший лейтенант Иван Смолин, штурман гвардии лейтенант Алексей Кравцов, радист гвардии младший лейтенант Владимир Черкай, стрелок-радист гвардии старший сержант Гавриил Боцвин. Кроме них, в самолете находились старший инструктор по организационно-партийной работе управления 4-го авиакорпуса гвардии майор Давид Фролов и комсомольский организатор авиаполка гвардии лейтенант Сергей Баринов.


Один из двух двигателей, которые удалось поднять с семиметровой глубины

ПОСЛЕДНИЕ полгода брестчане вели переписку с украинскими и российскими поисковиками, откуда оказались родом большинство погибших летчиков. Ко Дню Победы удалось связаться с родственниками Александра Белова, Ивана Смолина, Давида Фролова и Сергея Баринова. Они очень обрадовались весточке из Беларуси, потому что уже потеряли всякую надежду отыскать не то что могилу, а хотя бы приблизительное место гибели близкого человека.

Вот что рассказала внучка Сергея Баринова Елена Мосенкова, которая проживает в Санкт-Петербурге: 

— В свое время наша бабушка делала запросы в военкомат, но ответ всегда был один: пропал без вести. Место крушения самолета сами мы не искали, потому что не знали, где его искать. Весть о том, где дедушка погиб, стала для нашей семьи очень неожиданной. Для мамы — это сбывшаяся надежда найти отца, не вернувшегося с войны. Для нас, внуков, — это память и осознание того, что очень долгое время мы были лишены такой простой, но очень важной возможности — знать, где похоронен наш дед. Думаю, поисковые отряды нужны, чтобы в людях не умирала надежда узнать судьбу своих близких. 

Алексей Яценко, внучатый племянник Александра Белова, живет в российском Владимире:

— Мой родной дед Алексей приходился Александру родным старшим братом. Село Лосево, откуда призывались все братья, расположено недалеко от Владимира, так что я часто бываю на родине предков, тем более что там находятся захоронения всех наших родственников. Беловых было пятеро братьев, и все они прошли через войну. Трое, включая моего деда Алексея, вернулись, а Федор и Александр пропали без вести. Их мать, моя прабабушка Дарья Ефимовна, всю жизнь ждала сыновей, надеялась, что они живы. Да и в военных архивах, в которые мы обращались регулярно, ничего внятно не отвечали. Когда получили известие о месте гибели нашего деда, который героически воевал за свободу нашей страны, переполняло чувство радости. Несомненно, для нас он — Герой с большой буквы. Мы рады, что его и других членов экипажа похоронят со всеми почестями, как и должно быть, предадут земле, что у них будет могила, куда можно прийти с цветами и поклониться им за их подвиг.


Поднимала обломки специальная техника

ИСТОРИЯ с авиапоисками не окончена. Сегодня брестским поисковикам известны места падения около двух десятков советских самолетов. И это только в Брестском районе. Так что продолжение обязательно последует…

Фото из архива БИПТО «Авиапоиск» и родственников членов экипажа
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости