Екатерина Рождественская: Эльдара Рязанова представляла мрачным, а он, как мальчишка!

Известная фотохудожница рассказала «СВ», легко ли работать со знаменитостями, как китайцы были шокированы ее проектом и почему не любит современное искусство
Известная фотохудожница рассказала «СВ», легко ли работать со знаменитостями, как китайцы были шокированы ее проектом и почему не любит современное искусство.

В Национальном историческом музее Беларуси открывается «Моя новая выставка» Екатерины Рождественской. С 9 сентября по 30 октября минчане смогут увидеть сразу несколько проектов фотографа, в том числе и знаменитую «Частную коллекцию», где медийные персоны перевоплощаются в героев картин.

ПИРОЖНЫЕ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА


– Помните, когда впервые оказались в Беларуси?

– Как ни удивительно, лет пять-шесть назад, когда приезжала на открытие своей выставки. Удалось посетить Минск, Витебск, Гомель. Очень понравилось: красиво, и публика приветливая, заинтересованная. Не покидало ощущение, что вернулась в детство. Даже свои любимые советские пирожные нашла – песочные с розовым кремом.

– У вас часто проходят выставки и за рубежом. У нас, понятное дело, людям интересно посмотреть на знаменитостей в необычных образах. А в Европе кто ваша публика?

– По всему миру живут наши люди, причем в большом количестве. Но интересуются и аборигены. Для китайцев выставка стала потрясением. Для их философии это немного странно – человек примеряет на себя чужую судьбу. Смотрели, качали головами, охали-ахали.

ИГРА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ


– С чего обычно начинаете работу? Выбираете картину или героя?

– Сначала надо спросить, согласен ли человек сниматься. Можно быстро выбрать картину, а потом еще пару лет бегать за моделью. Когда обговорены все нюансы, начинаем искать подходящее полотно. Потом готовимся – костюм, грим. А процесс съемки занимает не так много – около часа. И финальный этап – компьютерная обработка.

– Бывали случаи, когда модели сами предлагали картину?

– Конечно, и мне это всегда на руку. Андрей Макаревич видел себя немецким художником Дюрером, потому что его в институте так называли. А Саша Олешко всегда мечтал стать клоуном Олегом Поповым.

– Кто-то из известных личностей удивил?

– Эльдар Рязанов. Почему-то представляла его мрачным дядькой. А на съемку пришел удивительно веселый человек: вел себя по-мальчишески и мило безобразничал. Подружились на всю оставшуюся жизнь. Эльдар Александрович потом еще раз десять участвовал в моих фотопроектах. Таких людей нельзя отпускать – с ними не наговоришься.

– Внешнее сходство действительно важно?

– Большой роли не играет. С таким же успехом можно искать похожих людей на улице и добиваться стопроцентного сходства. Наш проект о другом. Это игра для взрослых. Возможность увидеть себя со стороны, вжиться в другую роль…

– Сами себя героем какой картины видите?


– Не думала об этом. Предпочитаю быть по другую сторону объектива.

– Не любите фотографироваться?

– Очень не люблю – идиотская морда (смеется). Когда оказываюсь в кадре, с лица моментально спадает улыбка. А у некоторых она может быть часами приклеена.

Голландский художник Рембрандт, атлет с картины Камиля Бомбуа и парижанка Тулуз-Лотрека – узнаете моделей? (Правильные ответы: режиссер Эльдар Рязанов, спортсмен Алексей Немов, актриса Алиса Фрейндлих.) Фото: Пресс-служба Екатерины Рождественской

Лучше Айвазовский, чем новомодное искусство


– Какое у вас любимое направление в живописи?


– Наверное, импрессионизм – там все размытое, немножко не в фокусе, припудрено, мистическое. И можно додумывать, что там, в пруду Клода Моне: какая глубина, какая рыба плавает, есть ли русалки… Это намного интереснее, чем когда все четко и ясно, как в соцреализме. Изображают человека, который варит сталь. Ну варит он сталь и что дальше? Это как эротика и порнография: в порнографии все видно и уже неинтересно. А в эротических снимках – прикрыто, мы можем только догадываться, что там, под одеждой.

Очень люблю Шагала – за его необычность и странность. Нравятся полуфантазийные, мистические сюжеты. Кстати, у папы есть стихотворение «Марк Шагал»: «Он стар и похож на свое одиночество. Ему рассуждать о погоде не хочется…» А я однажды использовала картину «Прогулка» в своем фотопроекте – в образе мужчины и женщины позировал актер Эвклид Кюрдзидис. Он грек по национальности, поэтому получилось смешение: греческого и белорусского.

– Тогда вам должно нравиться и современное искусство: одни загадки да ребусы…


– Нравится лишь десять процентов: уличное искусство, поп-арт. Когда прихожу в музей, совершенно не понимаю, по каким критериям отбирают эти кучи из папье-маше.

– Современное искусство – это...

– ...вседозволенность и наглость. То, о чем современные художники хотят сказать, не всегда интересно и не всегда понятно. Потому что сделано под кайфом. Разодранные тела, кровь меня не вдохновляют.

Гораздо интереснее сходить на ту же выставку Серова и Айвазовского, где все собрано воедино – картины, наброски, документы, письма. И очереди стоят не потому, что пропиарили, а потому что люди хотят окунуться в мир искусства. Хотя окунуться в Айвазовского страшно: очень много воды.

– Но согласны, что музеям сегодня без рекламы и пиара не выжить?


– Уж лучше призывать в музеи, чем в казино. Услышит человек о выставке по радио и придет смотреть. Понравится – заинтересуется искусством. А еще лучше, если зайдет в сувенирный магазин и купит ребенку тетрадку с картиной на обложке. Малыш доволен, заодно и художника запомнит.

Единственное, не понимаю, почему в наших музеях не разрешают фотографировать. От снимков без вспышки картинам вреда не будет. Сейчас ведь все в айфонах и гаджетах. Посмотрел, сфотографировал, выложил в соцсеть – это и реклама, и просвещение.

Создаю оберточную бумагу


– Не так давно вы запустили свой бренд.


– Это линия фотоодежды. Пару лет назад обнаружила, что по натуре я дизайнер. Нравится все, что связано с полиграфией, печатью. А сейчас придумываю – только не смейтесь – оберточную бумагу. Театр начинается с вешалки, а подарок – с упаковки. Бумага будет в моем любимом винтажном стиле – пожухлая, бежевая... Ориентируюсь на людей, которым это тоже близко. А еще создаю открытки. Хочется, чтобы каждая была уникальной, а не со штампованными банальными поздравлениями.


ДОСЬЕ «СВ»


Екатерина Рождественская родилась в 1957 году в Москве – в семье поэта Роберта Рождественского и критика Аллы Киреевой. Окончила Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Работала на Гостелерадио СССР, занималась переводами зарубежных передач на русский язык. Переводила художественную литературу с английского и французского языков. Фотографией увлекается с конца 1990-х годов. Автор более 2,5 тысячи фоторабот и тридцати проектов, среди которых – «Частная коллекция», «Ассоциации», «Родня». С 2012 года – главный редактор журнала «Семь дней – ТВ-программа». Почетный член Российской академии художеств.

Автор публикации: Ирина МУСТАФИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter