В Национальном историческом музее Беларуси открывается «Моя новая выставка» Екатерины Рождественской. С 9 сентября по 30 октября минчане смогут увидеть сразу несколько проектов фотографа, в том числе и знаменитую «Частную коллекцию», где медийные персоны перевоплощаются в героев картин.
ПИРОЖНЫЕ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
– Помните, когда впервые оказались в Беларуси?
– Как ни удивительно, лет пять-шесть назад, когда приезжала на открытие своей выставки. Удалось посетить Минск, Витебск, Гомель. Очень понравилось: красиво, и публика приветливая, заинтересованная. Не покидало ощущение, что вернулась в детство. Даже свои любимые советские пирожные нашла – песочные с розовым кремом.
– У вас часто проходят выставки и за рубежом. У нас, понятное дело, людям интересно посмотреть на знаменитостей в необычных образах. А в Европе кто ваша публика?
– По всему миру живут наши люди, причем в большом количестве. Но интересуются и аборигены. Для китайцев выставка стала потрясением. Для их философии это немного странно – человек примеряет на себя чужую судьбу. Смотрели, качали головами, охали-ахали.
ИГРА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
– С чего обычно начинаете работу? Выбираете картину или героя?
– Сначала надо спросить, согласен ли человек сниматься. Можно быстро выбрать картину, а потом еще пару лет бегать за моделью. Когда обговорены все нюансы, начинаем искать подходящее полотно. Потом готовимся – костюм, грим. А процесс съемки занимает не так много – около часа. И финальный этап – компьютерная обработка.
– Бывали случаи, когда модели сами предлагали картину?
– Конечно, и мне это всегда на руку. Андрей Макаревич видел себя немецким художником Дюрером, потому что его в институте так называли. А Саша Олешко всегда мечтал стать клоуном Олегом Поповым.
– Кто-то из известных личностей удивил?
– Эльдар Рязанов. Почему-то представляла его мрачным дядькой. А на съемку пришел удивительно веселый человек: вел себя по-мальчишески и мило безобразничал. Подружились на всю оставшуюся жизнь. Эльдар Александрович потом еще раз десять участвовал в моих фотопроектах. Таких людей нельзя отпускать – с ними не наговоришься.
– Внешнее сходство действительно важно?
– Большой роли не играет. С таким же успехом можно искать похожих людей на улице и добиваться стопроцентного сходства. Наш проект о другом. Это игра для взрослых. Возможность увидеть себя со стороны, вжиться в другую роль…
– Сами себя героем какой картины видите?
– Не думала об этом. Предпочитаю быть по другую сторону объектива.
– Не любите фотографироваться?
– Очень не люблю – идиотская морда (смеется). Когда оказываюсь в кадре, с лица моментально спадает улыбка. А у некоторых она может быть часами приклеена.
Лучше Айвазовский, чем новомодное искусство
– Какое у вас любимое направление в живописи?
– Наверное, импрессионизм – там все размытое, немножко не в фокусе, припудрено, мистическое. И можно додумывать, что там, в пруду Клода Моне: какая глубина, какая рыба плавает, есть ли русалки… Это намного интереснее, чем когда все четко и ясно, как в соцреализме. Изображают человека, который варит сталь. Ну варит он сталь и что дальше? Это как эротика и порнография: в порнографии все видно и уже неинтересно. А в эротических снимках – прикрыто, мы можем только догадываться, что там, под одеждой.
Очень люблю Шагала – за его необычность и странность. Нравятся полуфантазийные, мистические сюжеты. Кстати, у папы есть стихотворение «Марк Шагал»: «Он стар и похож на свое одиночество. Ему рассуждать о погоде не хочется…» А я однажды использовала картину «Прогулка» в своем фотопроекте – в образе мужчины и женщины позировал актер Эвклид Кюрдзидис. Он грек по национальности, поэтому получилось смешение: греческого и белорусского.
– Тогда вам должно нравиться и современное искусство: одни загадки да ребусы…
– Нравится лишь десять процентов: уличное искусство, поп-арт. Когда прихожу в музей, совершенно не понимаю, по каким критериям отбирают эти кучи из папье-маше.
– Современное искусство – это...
– ...вседозволенность и наглость. То, о чем современные художники хотят сказать, не всегда интересно и не всегда понятно. Потому что сделано под кайфом. Разодранные тела, кровь меня не вдохновляют.
Гораздо интереснее сходить на ту же выставку Серова и Айвазовского, где все собрано воедино – картины, наброски, документы, письма. И очереди стоят не потому, что пропиарили, а потому что люди хотят окунуться в мир искусства. Хотя окунуться в Айвазовского страшно: очень много воды.
– Но согласны, что музеям сегодня без рекламы и пиара не выжить?
– Уж лучше призывать в музеи, чем в казино. Услышит человек о выставке по радио и придет смотреть. Понравится – заинтересуется искусством. А еще лучше, если зайдет в сувенирный магазин и купит ребенку тетрадку с картиной на обложке. Малыш доволен, заодно и художника запомнит.
Единственное, не понимаю, почему в наших музеях не разрешают фотографировать. От снимков без вспышки картинам вреда не будет. Сейчас ведь все в айфонах и гаджетах. Посмотрел, сфотографировал, выложил в соцсеть – это и реклама, и просвещение.
Создаю оберточную бумагу
– Не так давно вы запустили свой бренд.
– Это линия фотоодежды. Пару лет назад обнаружила, что по натуре я дизайнер. Нравится все, что связано с полиграфией, печатью. А сейчас придумываю – только не смейтесь – оберточную бумагу. Театр начинается с вешалки, а подарок – с упаковки. Бумага будет в моем любимом винтажном стиле – пожухлая, бежевая... Ориентируюсь на людей, которым это тоже близко. А еще создаю открытки. Хочется, чтобы каждая была уникальной, а не со штампованными банальными поздравлениями.
ДОСЬЕ «СВ»
Екатерина Рождественская родилась в 1957 году в Москве – в семье поэта Роберта Рождественского и критика Аллы Киреевой. Окончила Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Работала на Гостелерадио СССР, занималась переводами зарубежных передач на русский язык. Переводила художественную литературу с английского и французского языков. Фотографией увлекается с конца 1990-х годов. Автор более 2,5 тысячи фоторабот и тридцати проектов, среди которых – «Частная коллекция», «Ассоциации», «Родня». С 2012 года – главный редактор журнала «Семь дней – ТВ-программа». Почетный член Российской академии художеств.
Автор публикации: Ирина МУСТАФИНА