Беляев — о роли ВНС, принципах народовластия и справедливости

Эффективная толока

Одна голова хорошо, а 1200 — лучше. Речь идет о Всебелорусском народном собрании, принципы формирования и деятельности которого на уходящей неделе детально обсудили на совещании у ­Президента. ВНС — это то самое народовластие, та самая демократия в концентрированном виде, в отсутствии которой любят обвинять Беларусь наши оппоненты. Это механизм, который помогает не просто предвидеть какие‑то проблемы и не допустить их, но, по сути, будет определять ключевые и стратегические направления развития нашего государства. Об этом и не только в эфире общественно‑политического ток‑шоу «Будни» на «Альфа Радио» рассуждал политолог Алексей Беляев.


Гость студии напоминает, что ВНС — это уникальный специфический орган, прямых аналогов которому нет в других политических системах. Вместе с тем это не абсолютное новаторство. Согласно классической европейской традиции существуют три основные ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

— Они представлены у нас прекрасно работающими органами. Тот же двухпалатный Парламент, прогрессивный выбор в пользу которого сделала наша страна в 1996 году… Все это у нас остается, никто не хочет подменить Всебелорусским народным собранием. ВНС не будет являться и исполнительным органом власти, для этого у нас есть Правительство. Тем более ВНС не берет на себя функции суда. Может показаться, так зачем оно нужно?  
И здесь мы подходим к принципу справедливости. ВНС рассматривается в рамках нашей модернизированной политической системы как орган, который должен принимать ключевые стратегические решения, 
 — подчеркивает Алексей Беляев.

До этого у нас в Конституции, по сути, было прописано, что основные направления внутренней и внешней политики определяются ­Президентом, делает ремарку политолог. То есть на плечи одного человека была возложена непомерная задача — определять стратегические направления развития внутренней и внешней политики для страны, которая находится рядом с не всегда дружественными государствами, на геополитическом и цивилизационном разломе. Алексей Беляев убежден:

— Несмотря на то что за ­Президентом стоят его помощники, аппарат, Администрация, ключевые решения принимаются одним человеком. И понятно, каким бы этот человек ни был, он всегда может допустить ошибку, неточность, фактор усталости может сыграть свою роль. Всебелорусское народное собрание — это специфическая толока, где, как говорится, один ум хорошо, а 1200 — лучше.

Эксперт отметил, что принцип народовластия реализовывался в Беларуси и ранее, в частности, и через референдумы — форму прямой демократии. Причем в стране есть возможность проводить референдумы не только на республиканском, но и на местном уровне, добавляет политолог:

— Обычно референдум проводится тогда, когда есть проблема и ее надо решить. Есть необходимость изменения Конституции, обсуждения важного вопроса и так далее — проводится референдум. А что касается Всебелорусского народного собрания, оно, на мой взгляд, необходимо для того, чтобы предвидеть проблемы и не допускать их появления. Теперь стратегический вектор нашей внешней и внутренней политики будет определяться Всебелорусским народным собранием. Это паритетное представительство разных ветвей власти.

konoga@sb.by

Полную версию беседы на актуальные геополитические темы смотрите на YouTube‑канале «СБ ТВ».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter