ИП, ЧУП или ООО. Как лучше зарегистрировать бизнес?

Эффект расширения

Пополнить ряды индивидуальных предпринимателей у нас можно за один день — это знает, наверное, каждый. Но от важного шага потенциальных бизнесменов нередко удерживает страх, подпитываемый множеством стереотипов: мол, открыть дело легко, а вот закрыть сложно, налоги запредельные и разобраться в них нереально... Список мифов можно продолжить. Римма Епур, генеральный директор инкубатора малого предпринимательства КУП “Молодежная социальная служба”, в бизнесе уже более 26 лет. Она уверена: мы боимся лишь того, чего не знаем. С ее помощью мы и решили разобраться, действительно ли страшны налоги, когда следует менять юридический статус и как не наплодить долгов.

фото agr-city.ru

— Разобраться в юридических тонкостях для начинающего бизнесмена зачастую становится задачей со звездочкой. А сталкиваться с этим приходится еще на начальном этапе — выбирая форму регистрации. С чего следует начинать?

— Первый шаг касается не правовых аспектов, а ваших индивидуальных качеств. Нужно осознать, кто вы и можете ли заниматься своим делом, есть ли предпринимательский талант. Дальше — идея. Необходимо определить, действительно ли ее можно реализовать в нынешних условиях и насколько она актуальна. Третье — обозначить целевую аудиторию. Тем, у кого нет опыта в предпринимательстве, а дело планируется открыть небольшое, начинать можно с ИП. В этом случае вы сами за себя отвечаете, попутно учась вести бизнес и прощупывая почву — можно ли на этом заработать? После регистрации нужно определиться, какое именно будет ИП — с уплатой НДС или без? Здесь мы возвращаемся к вопросу о целевой аудитории, то есть о клиентах. Если это частные лица, следует открывать ИП без уплаты НДС. Так будет проще, можно будет постепенно набираться знаний. Планируете работать с предприятиями? Вы им будете более интересны и выгодны, если у вас есть уплата НДС. При работе с бизнесом может понадобиться изначально открывать фирму. В таком случае следует отдать предпочтение ЧУП, где только один учредитель.

— Различные общества, где учредителей может быть несколько, — не для новичков?

— ООО, ОАО и иже с ними открывают люди, у которых уже есть опыт в бизнесе. Допустим, если это уже не первый проект, но для реализации не хватает денег или человек профессионал — создает бизнесы и продает их. Здесь важно уметь выстраивать отношения с остальными участниками общества. В целом же универсального рецепта по выбору формы регистрации нет. Это вопрос сугубо индивидуальный и ответ на него зависит от множества факторов. В том числе и от уровня развития бизнеса. Однако переходить на следующий этап всегда нужно обоснованно: когда расширяются рынки сбыта, есть запрос от клиентов. Нельзя создавать структуры, потому что я так хочу или не хочу. Человек всю жизнь может пробыть ИП и чувствовать себя вполне комфортно. Но если нужно расширяться, это проблематично — у предпринимателей есть ограничения по найму работников. В то же время сейчас, к примеру, люди порой переходят из фирм в индивидуальное предпринимательство, чтобы удержаться на плаву: объемы упали, нужно сокращать расходы.

— Больная тема — налоги. Одни боятся ошибок в расчетах, другие сетуют на ставки. Как бы вы оценили нашу систему налогообложения? Есть чего бояться?

— Этот страх возникает от незнания. Система налогообложения у нас очень даже нормальная для развития бизнеса. Но у людей паника: как найти бухгалтера, юриста. Нужно не бояться, а подходить ко всему с умом. Для начала как минимум пообщаться с другими предпринимателями.

— Если брать тему той же бухгалтерии, вникать во все тонкости самостоятельно начинающему предпринимателю необязательно — сегодня этот вопрос можно передать аутсорсинговой компании. Стоит ли это делать и что следует учесть?

— Аутсорсинг предполагает минимизацию затрат на функционирование предприятия. Не нужно нанимать бухгалтера, платить ему зарплату, нести ответственность за его ошибки. Достаточно заключить договор с фирмой, оплатить ее услуги и четко обозначить задачи. Так вы упрощаете себе жизнь: на начальном этапе необходимо иметь много знаний и умений, а аутсорсинг поможет не замедлять бизнес. Но к этому нужно подходить очень тщательно, контроль с вашей стороны должен быть обязательно.

— Существует расхожее мнение: если открыть фирму у нас несложно, то закрыть — проблематично. А предпринимательский риск никто не отменял. Действительно ли это так?

— Нужно изначально проработать с юристом вопрос, какую выбрать форму регистрации, и продумать, как потом закрыть бизнес. На самом деле это совершенно несложно, если вы заплатили все налоги и долгов нет. В противном случае возникают проблемы. Ведь как разрешить ликвидацию, если, допустим, есть невыплаты по зарплате? Самый главный урок — изначально не плодите долгов. Отдали товар — не взяли деньги. И так один, два, три раза. Да, с вами не рассчитались, вы не виноваты, но и люди, которые у вас работают, тоже не виноваты. Обязанность руководителя — чувствовать ответственность за свои решения.

— И напоследок: какие ошибки чаще всего совершают начинающие предприниматели и как их не допустить?

— Главная ошибка — непонимание того, что бизнес — это не дружба. Это зарабатывание денег, получение прибыли и уплата налогов. У нас появляются социальные предприятия и прочие бизнесы, но как бы то ни было, устойчивый элемент любой фирмы — деньги и прибыль. Поэтому концепцию своего дела нужно прорабатывать очень четко.

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ИП ОТ ФИРМЫ?

gavrusheva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter