Широкая линейка продукции, рост производства и доли экспорта: белорусская косметика покоряет новые вершины

Эффект налицо

Красота спасет мир, но что спасет красоту? Важная роль в этом ответственном деле принадлежит уходовой косметике и средствам личной гигиены. Косметика белорусского производства для ухода за лицом, зубами, телом, волосами пользуется заслуженной популярностью не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, а в сложившихся ныне экономических условиях спрос на нее только возрастает. Успехи в импортозамещении сырья и компонентов продукции, а также в производстве необходимого технологического оборудования, достигнутые парфюмерно-косметической фабрикой «Модум — наша косметика», недавно были отмечены руководством Мингорисполкома. Корреспонденты «Р» отправились на производство, чтобы узнать, что предлагает предприятие белорусским и зарубежным красавицам для поддержания эффектной внешности, как справляется с трудностями и какие виды имеет на будущее.

Реактор для крема

История парфюмерно-косметической фабрики началась более 25 лет назад с производства шампуня «Медовый», а сейчас в ее портфеле около 400 наименований, которые формируют серии косметической продукции и средств для ухода за полостью рта. На трех этажах производственных помещений трудится более 200 человек, однако руководство предприятия собирается расширять штат, чтобы справиться со всеми поступающими заказами. 

Белые халаты, дезинфицирующие коврики, шестиразовый обмен воздуха в цехах за смену — производственная практика на фабрике «Модум — наша косметика» соответствует строгим международным стандартам изготовления не только косметической, но и фармацевтической продукции. В цехах имеет право находиться только очищенный воздух нужной температуры. Тем не менее чувствуется легкий запах ментола. Ничего удивительного: значительную долю выпускаемой продукции составляет зубная паста и другие средства ухода за полостью рта, которые сложно представить без мятного вкуса. 

50 процентов экспорта — зубная паста самых разных видов и другие средства для ухода за полостью рта.

Путешествие по производству начинается с верхнего этажа, где расположен склад с сырьем. Такое размещение странно лишь на первый взгляд. При ближайшем знакомстве оказывается, что все в здании продумано и эргономично. Необходимые по рецептуре для определенного продукта сыпучие материалы здесь смешиваются с отдушками, действующими веществами, косметическими жирами и поступают в реакторы. Звучит неожиданно, но именно так называются огромные емкости из нержавеющей стали, в которых изготавливают гели, шампуни и прочие средства гигиены. 

— Реакторы у нас собственного производства!
— не скрывает гордости Александр Петренко, владелец компании. — В состав предприятия входит фирма, которая изготавливает технологическое оборудование не только для собственных нужд, но и для других производителей косметики, пищевой продукции, в том числе зарубежных. 

Все процессы автоматизированы. За точной дозировкой необходимых веществ следит компьютер, он же подает в реакторы нужное количество воды, прошедшей несколько степеней очистки и подогретой до должной температуры.

На фабрике установлено 11 реакторов разного размера и предназначения. Крема, гели, бальзамы замешиваются в емкостях объемом 1 метр кубический, которые выдают за раз тонну продукции, а вот для шампуней, зубных паст лучше подходят трехтонные.

После того как в недрах реактора пройдут все необходимые процессы и разнородные компоненты станут единой массой, их содержимое выкачивается в огромные бочки или пластмассовые емкости. Только что изготовленные детская зубная паста и цитрусовая пена-гель для ванны должны дождаться проверки проб в лаборатории, где их оценят по органолептическим, микробиологическим и прочим показателям. Такая проверка занимает около суток, но и продукт должен отстояться и «дозреть» после приготовления.

— Арбитражные образцы каждой партии продукции хранятся в течение всего срока ее годности — как правило, три года, и лишь после этого утилизируются, — отмечает Александр Петренко. — Если возникнет какой-то вопрос, мы всегда можем поднять документы, посмотреть, как она вела себя в течение этого времени. 

Самый яркий пример импортозамещения на фабрике — производство одноразовых впитывающих пеленок. 

Как только качество продукции лабораторно подтверждено, емкости отправляются на пост для фасовки. На этом посту содержимое перекачивается прямо в конус фасующей машины, расположенной этажом ниже. Вот теперь становится совершенно ясно, почему производство налажено именно на верхнем этаже. Таких постов здесь не меньше десяти. 

Машина, которая фасует зубную пасту, совершенно самостоятельна, разве что тару для упаковки, к слову, исключительно отечественного производства, ей предоставляет человек. Механизм захватывает пластиковую трубку, которая превращается в тубу, позиционирует ее, заполняет, заклеивает, закупоривает, ставит клеймо с датой изготовления и отправляет на конвейер. Такая линия, которых на «Модуме» две, фасует 70 туб в минуту. Если паста идет без индивидуальной упаковки, в коробки ее укладывают вручную, а если для каждой тубы предусмотрена собственная коробочка, то дальнейшая фасовка по партиям происходит автоматически. 

Производственные мощности позволяют значительно увеличить объемы выпускаемой продукции.

Фасовка детского ополаскивателя для полости рта требует участия человека.
Человеческого присутствия требует фасовка детского ополаскивателя для полости рта — машина лишь разливает его по бутылочкам, а пробка закручивается вручную. При разливе же больших объемов, скажем, шампуня, со всем справляется автоматика.

Самым ярким примером импортозамещения на фабрике «Модум — наша косметика» называют производство одноразовых впитывающих пеленок. Изготавливаются они из белорусской целлюлозы, которую поставляет землякам Добрушский целлюлозно-бумажный комбинат, освоивший ее выпуск в виде рулонов. Правда, технологическая линия импортного производства, однако устранять на ней неполадки научились еще до ухудшения отношений с западными партнерами.

Динамичное время

Готовая продукция ставится на поддоны, оборачивается стретч-пленкой и вывозится на склад готовой продукции. Правда, сейчас это помещение практически пустое: все отгружается, что называется, с колес. 

— Наступило очень динамичное время. По сравнению с началом года мы увеличили объемы и производства, и продаж в два раза. Могли бы и больше, но быстрый рост требует привлечения дополнительных оборотных средств, а также увеличения количества работников. И это сдерживающие факторы, — делится Александр Федорович. — Раньше торговые сети не слишком охотно размещали на полках наш товар, а сейчас, когда уходят западные бренды, стали гораздо лояльнее, так что мы серьезно расширили свое присутствие на внутреннем рынке. Постоянно растут экспортные поставки. Наращиваем сотрудничество с российскими торговыми сетями и крупными дистрибьюторами, причем если раньше это были представители европейской части России, то теперь заказы идут из Сибири, Дальнего Востока. 

Татьяна Шманай, коммерческий директор СОАО «Модум — наша косметика»
, добавляет: 

— Кроме России, наши рынки сбыта — Молдова, Армения, Азербайджан, Кыргызстан, Узбекистан, а также страны Балтии. Честно говоря, мы думали, что государства ЕС перестанут брать нашу продукцию, а они стали покупать больше. Находят возможности и сделать оплату, и увезти. 50 процентов экспорта — зубная паста самых разных видов и другие средства для ухода за полостью рта.

Без проблем, впрочем, не обходится. Александр Федорович характеризует нынешнее состояние дел следующим образом: 

— Рынки сбыта расширяются, а сырьевые поставки из Европы сокращаются. Между тем без некоторых видов сырья обойтись сложно — например, без химически очищенного мела. Налаживаем его доставку из Индии, Китая. Полностью перешли на белорусские экстракты, то есть вытяжки из растений (от картошки и льна до ромашки, череды и шалфея), и нисколько об этом не пожалели. 

Обновление линейки продукции происходит каждый год. Заместитель директора предприятия философски замечает:

— Это как на велосипеде: все время надо крутить педали, остановишься — упадешь, рынок перестанет тебя воспринимать. 

Ирина Пешкур, укладчик-упаковщик.

Новые рецептуры разрабатываются здесь же, в центре исследований и разработок, а затем проходят серьезные лабораторные испытания. 

Елена Красней, начальник сектора научных исследований
, работает на фабрике много лет и довольна всем: коллективом, условиями труда, зарплатой. Она говорит: 

— Новые разработки начинаются с инициа­тивы маркетологов — они определяют, что нужно рынку. А мы работаем над претворением этих идей в жизнь. При этом необходимо знание характеристик сырья, процессов, а также особенностей кожи, волос, зубов. Вам это кажется слишком сложным? Если этим увлечен, информация очень хорошо откладывается в памяти. Заниматься любимым делом — это счастье. 

В качестве примера недавних новинок Елена Викторовна приводит первые белорусские патчи:

— Это наша гордость! Мы — первое и пока единственное белорусское предприятие, которое сумело изготовить гидрогелевые патчи полным циклом, начиная от ингредиентов и заканчивая готовым продуктом. В качестве примера брали корейские патчи, но привели их в соответствие с формой европейского лица. Продукт на 98 процентов натуральный. Основа — из каррагинана, среди компонентов — вытяжки из льна, картошки, василька. Еще наши бабушки знали, что картофельный сок убирает темные круги под глазами, василек освежает, лен тонизирует. В сочетании с гиалуроновой кислотой, кофеином эти экстракты прекрасно работают. 

Новые рецептуры разрабатываются и проходят испытания в центре исследований и разработок.
 
Среди новинок — яркая молодежная серия МоДо для проблемной подростковой кожи. Кроме того, взят курс на экологичность. На «Модуме» изготовили первые твердые шампуни, бальзамы и скрабы. Расфасованы они… в формочки для кексов. Средства для ухода нужно просто намочить и нанести на кожу или волосы, а оставшуюся упаковку можно применить по прямому назначению — испечь кекс. Рецепт, кстати, прилагается. 

Сейчас на предприятии производится около 1,5 миллиона единиц продукции в месяц, но это далеко не предел. Чтобы максимально загрузить мощности, фабрика собирается работать в две смены, для чего увеличивается штат сотрудников. 

Линия фасует 70 туб в минуту.

nevmer@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter