Санкции Запада против России вернулись к нему же самому

Эффект бумеранга

«Говорящая голова» Белого дома Джен Псаки на полном серьезе на днях заявила о том, что США вместе с союзниками «полностью сокрушили» экономику России. Впрочем, от введенных официальным Вашингтоном санкций, похоже, больше, чем Кремль, страдают сами американцы. Говорить ведь — не мешки ворочать. Реальность по ту сторону розовых очков, в которые нынче массово облачились еврочиновники, иная…

Снять те самые розовые очки (кто бы сомневался?) забыл (или не захотел?), например, глава Евросовета Шарль Мишель. В интервью La Repubblica был суров: ЕС, мол, продолжит санкционное давление на Россию. Каким образом, не уточнил, хотя на прошлой неделе его коллеги разводили руками: весь доступный арсенал санкций уже применен и, если честно, как-то не действует. Россия в ответ на пассажи месье Мишеля лишь пожала плечами. Особенно услышав вот это, представляете, а ведь он так и сказал: «Принятые против России ограничения грозят европейским странам минимальным ущербом». То есть вот эти драки за пачку макарон и бутылку подсолнечного масла в немецких магазинах, очереди на заправках с минимум вдвое выросшими ценами и давка в аптеках — это минимальный ущерб? Или бессрочная забастовка итальянских дальнобойщиков и рыбаков? И это Россия суровые ответные санкции еще не вводила.

Только факты про тот самый «минимальный ущерб». Санкциям (читай, Байдену, Трюдо, Мишелю и иже с ними) — спасибо. Цены на бензин в Австралии достигли наивысших за последние восемь лет значений. Uber в США вводит доплату за каждую поездку из-за роста цен на бензин — его стоимость на американских автозаправках бьет рекорды. Мало того, в этой стране, равно как и в соседней Канаде, массово стали воровать из автомобильных баков бензин. Воры не просто откачивают его из бака, а сверлят дыры, что в итоге приводит еще и к дорогостоящему ремонту.

Евросоюз эти истории тем временем ничему не учат. Он собирается ввести санкции против «Роснефти», «Транснефти», «Газпромнефти», заблокировать инвестиции в проекты добычи и разведки топлива. На низовом уровне не согласны. Все чаще звучит позиция: ограничения надо откорректировать, чтобы ЕС мог продолжить закупать нефть у российских компаний. Правильно, автомобиль ведь не роскошь, а средство передвижения.
Здравые мысли, надо отдать должное, тоже звучат. Глава Всемирного банка Дэвид Мэлпасс прямо заявляет: санкции против России окажут большее влияние на мировой ВВП, чем спецоперация РФ по демилитаризации Украины. Причем повышение цен на углеводороды здесь не самая большая проблема. Санкции могут привести к серьезнейшему продовольственному кризису. 
Согласно постановлению правительства России от 14 марта 2022 года Россия не будет экспортировать зерновые в страны ­ЕАЭС, а белый сахар и тростниковый сахар-сырец — в третьи страны. Ограничения по зерну будут действовать до 30 июня, по сахару — до 31 августа. Запрет по зерновым распространяется на пшеницу и меслин, рожь, ячмень и кукурузу. Решение принято для защиты внутреннего продовольственного рынка в условиях внешних ограничений. Это факт. А теперь — комментарий.

— То есть Россия минусует из мирового рынка 25 процентов зерна, — анализирует российский политолог Армен Гаспарян. — Хлебно-кукурузная Украина коллективный Запад не защитит. Остатки с моря теперь не вывезти. Блокада. Посевной в нынешних условиях нет, как нет и озимых. Это означает серьезный продовольственный кризис во всем мире. Нет, конечно, мы не забываем, что Германия и Франция профицитны по пшенице, США тоже экспортер. На крайний случай отнимут все у Чили с Аргентиной. Но цены, разумеется, взлетят дальше. «Хлебный» удар от вашингтонской дикости придется, например, по Ближнему Востоку и Африке. Чем ответят шейхи на такое «здрасьте»? И сколько после этого «муниципальных депутатов из Алеппо» с воплями ломанутся в Европу?

В том, что Украина, скорее всего, завалит посевную, не сомневается и политолог Юрий Шевцов. В эфире ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио» он объяснил почему:

— Проблема не в людях, а в горюче-смазочных материалах. Топливо в Украине получали в основном из Беларуси или России. Свои шесть нефтеперерабатывающих заводов они фактически закрыли и перешли на импорт ГСМ из других стран. Сейчас они от нашего отказались. От российского, понятно, тоже. Где возьмут? Как доставят? Другой вопрос — удобрения. Без удобрений большого урожая не будет. На рынке по крайней мере азотных удобрений Беларусь и Россия — важнейшие игроки. Кроме нас, удобрениями занималась Украина, но сейчас она вряд ли будет их выпускать. Завезет извне? Но как? Через одесский порт? Но к нему Россия сейчас установила блокаду…

Еврочиновники, впрочем, не скрывают: борьба с Путиным имеет свои издержки, только вот на сколько хватит терпения у обычных людей?

deu@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter