Едет “скорая” на вызов... “скорой”

Милицейские автомобили попадают в аварии крайне редко и то большей частью в кино. Пожарным авто «зеленый» коридор на автодороге обеспечен тоже: кто же из водителей рискнет не уступить дорогу мигающей и гудящей махине? Пересечься с такой — страшно, отсюда и вежливость. А вот кареты скорой медицинской помощи из этого «уважительного» списка, увы, нередко выпадают. А ведь от их беспрепятственного проезда, на который эти автомобили имеют полное право, зачастую зависит человеческая жизнь. Правда, из-за некоторых водителей иногда оказывается на волоске жизнь самих врачей «скорой».

С начала года только в Минске произошло пять ДТП с опрокидыванием автомобилей скорой помощи, в которых пострадали медработники. Один из последних примеров — недавнее ДТП в минском микрорайоне Малиновка. Поздно вечером в «скорую» врезался двигавшийся в попутном направлении «БМВ» с пьяным водителем за рулем, из-за чего медицинская машина перевернулась. Правда, в данном случае на месте «скорой» под удар пьяного водителя мог попасть любой автомобиль.
Более типичное ДТП для подобных машин произошло чуть ранее на пересечении улиц Сурганова и Якуба Коласа. “Скорая” с включенной светозвуковой сигнализацией пересекала этот напряженный в плане движения перекресток. Медицинская бригада везла в больницу больного с черепно-мозговой травмой. Человеку требовалась срочная госпитализация. Как известно, при обеспечении безопасности других участников дорожного движения водитель спец-автомобиля с включенными спецсигналами может нарушать правила дорожного движения. Но на перекрестке “скорая” получила удар в бок от другого автомобиля и завалилась набок. Больной получил дополнительные травмы, пострадал и медперсонал. Женщина-фельдшер госпитализирована, второй фельдшер с легкой черепно-мозговой травмой оказался на больничном.
— Увы, менталитет наших водителей изменился, — считает руководитель службы охраны труда учреждения здравоохранения “Городская станция скорой медицинской помощи” Андрей Шантарович. — С мигалкой едет машина или же с сиреной, многим участникам дорожного движения совершенно безразлично. Даже при выезде с подстанции скорой медицинской помощи № 9 (улица Захарова) водителям очень непросто повернуть налево. Включают мигалку, а другие автомобили их все равно не пропускают. Да и вообще сегодня отношение к врачам скорее потребительское, чем уважительное. Если не ко всем и не везде, то к работникам “скорой помощи” уж точно. И печальные примеры тому подтверждение. 
Бригада 1-й городской станции скорой медицинской помощи выезжает на экстренный вызов. Жалоба на сильные боли в области сердца. Водитель, как и положено, включает световую и звуковую сигнализацию. Больного везут в стационар. Но на Партизанском проспекте в машину врезается иномарка. От удара в бок “скорая” перевернулась. При этом водитель предварительно убедился, что его все пропускают, и только тогда поехал на красный свет. Больной, к счастью, цел, его забрала подоспевшая другая “скорая”. А получившая травмы бригада принялась оказывать помощь... пассажирам врезавшейся в них иномарки. Служебный долг.
Конечно, не все водители не пропускают “скорую” из принципа, некоторые просто не могут и не умеют правильно оценить дорожную обстановку. Такой случай. Женщину с маленьким ребенком, который находился в тяжелом состоянии, перевозили на “скорой” в стационар. На пересечении улицы Кабушкина и Партизанского проспекта водитель “скорой” ехал на разрешающий сигнал светофора, но выскочившая вдруг “Волга” ударила ему точно в бок. Машина перевернулась. Медицинская бригада пострадала не очень серьезно, а вот мама, которая закрывала ребенка собой от удара, получила серьезные порезы лица. У водителя — перелом скуловой кости.
По мнению Андрея Шантаровича, охладить водителей могут более высокие штрафы за подобные нарушения. А учитывая, что некоторые из них “скорую” не замечают и не слышат в силу неопытности, нужно ввести дополнительный курс в автошколах, чтобы обучить новичков должным образом реагировать на спецавтомобили.
Казалось бы, в сельской местности подобной проблемы быть не должно: дороги свободные, машин мало, пробок нет. Но не все так просто. Чтобы добраться к больному,  врачам нередко приходится  преодолевать по несколько десятков километров. А что говорить о разбитых и размытых дождями дорогах, по которым даже трактор проходит с трудом, не говоря уже о “скорой”. А зимой — еще и снежные заносы, гололед, через которые врачи буквально прорываются на свой страх и риск, чтобы спасти человеку жизнь. И при этом от серьезных аварий они тоже не застрахованы. Виной тому — преступники за рулем, иначе и не назовешь людей, садящихся за руль в пьяном состоянии. Достаточно вспомнить недавнюю трагедию в Несвижском районе. Врачи приехали на помощь к получившему легкие травмы мотоциклисту, попавшему в аварию. В момент, когда пострадавшему оказывали помощь, проезжающий мимо автомобиль с пьяным водителем за рулем сбил фельдшера, смертельно травмировал женщину, вызвавшую “скорую”, и того же мотоциклиста, который от полученных новых ранений скончался по пути в больницу.
Уместно было бы напомнить и еще один аспект, о котором нерадивым водителям стоило бы помнить всегда: в мчащейся на красный свет “скорой помощи” может оказаться он сам или близкий ему человек. Ведь так называемые “мигалки” водитель включает только тогда, когда вызов очень серьезный, а значит, счет идет даже не на минуты, а на секунды. И заносчивое поведение дорожного хама может стоить человеку жизни.
Чтобы приучить водителей уважать машину с мигалкой, Госавтоинспекция постоянно проводит специальные рейды. В одной из таких акций принял участие и корреспондент “НГ”, проехав вместе со старшим инспектором отдела ДПС УГАИ Мингорисполкома Сергеем ТУРКИНЫМ в карете скорой помощи.
Честно сказать, впечатления, как от экстремального аттракциона. Разница только в том, что вероятность получить серьезную травму гораздо большая. Несмотря на то, что за нашей “скорой”, выступающей в роли “наживки”, ехала целая вереница автомобилей ДПС (в их задачи входило штрафовать водителей, нарушивших правила в отношении “скорой”), произошло несколько вполне реальных аварийных ситуаций. Не говоря уже о таких “мелких” нарушениях, как постоянное игнорирование нашего приоритета. Достаточно сказать, что один из экипажей ДПС остался прямо на выезде со станции “Скорой” разбираться с нарушителем, не пожелавшим пропустить нас на дорогу. Кстати, у водителя не оказалось даже прав на управление автомобилем.
А дальше пошло-поехало. Всего километров через семь из
13 экипажей ДПС осталось только пять “свободных”. И тут на Т-образном перекрестке появился трактор. Наши траектории движения пересекались вполне реально... Лишь каким-то чудом водителю “скорой” удалось сманеврировать. Пронесло. А с трактористом остался еще один экипаж ДПС. 
— Мы не в первый раз проводим так называемую обкатку “скорой помощи”, —рассказывает Сергей Туркин. Такими рейдами мы не даем водителям расслабляться в этом плане. Конечно, многое зависит и от водителей самих спецавтовтомобилей, от их опыта и уровня подготовки. Если инспекторы ДПС проходят специальное обучение вождению, то водитель “скорой” набирается навыков только на своем опыте, что не так эффективно.
Не надо забывать еще один момент — это культура вождения. Водитель должен быть внимательным не только к себе, но и к окружающим, четко  и грамотно расставлять приоритеты, руководствуясь установленными правилами.
Стоит также помнить, что за несоблюдение Правил дорожного движения в отношении авто оперативного назначения предусмотрено административное наказание в виде штрафа от 5 до 10 базовых величин или лишение  на срок до одного года права управления транспортным средством.

Повод задуматьсЯ

ПАРХУТА Валентина Викторовна, фельдшер высшей категории, 23 года работает на станции скорой медицинской помощи: “Из-за дорожных проблем бригада не всегда может вовремя приехать к больному. В основном это касается так называемых уличных вызовов, когда человеку стало плохо прямо на улице. На днях такой вызов поступил из одного из спальных районов Минска. 56-летнему мужчине стало плохо возле подъезда. Люди вызвали “скорую”. Но увы, из-за дорожных проблем и трудностей подъезда к месту вызова нам не хватило буквально пары минут, чтобы своевременно реанимировать человека прямо на месте.
Водитель “скорой” Николай Л., стаж около 15 лет: “Есть и еще одна проблема. Как водитель я хорошо знаю особенности и конструкцию автомобилей, на которых нам приходится работать. Автопарк старый, к тому же большей частью он оснащен российскими “газелями”. А их конструкция такова, что даже от незначительного (по меркам автомобилей) удара, эта машина может перевернуться. Автопарк надо менять и закупать надежные реанимационные автомобили, чтобы не ставить под угрозу жизнь пациента и медперсонала.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter