Есть ли смысл переплачивать за биопродукты?

Еда в натуре

Органические продукты питания становятся все более популярными. Но насколько они отличаются от обычных? Не покупаем ли мы сегодня кота в мешке, отдавая немалые деньги за так называемые экологически чистые овощи и фрукты?

Фото Рейтер

Большая разница

Интернет-поисковик выдает десятки сайтов, которые обещают накормить свежайшими органическими и фермерскими продуктами от проверенных поставщиков. Первый попавшийся виртуальный магазин. Овощи и фрукты, молочка, хлеб, мясо и бакалея — на первый взгляд ничего необычного. Смущают разве что небывало высокие цены — цельнозерновой багет стоит 4 рубля 50 копеек, 300 граммов сливочного масла — 8 рублей, а кило картофеля — 2 рубля 70 копеек. Однако ни слова о тех самых хваленых “проверенных поставщиках”. В самом магазине также ясности не добавили: 

— Где вырастили картошечку? Ой, даже не знаю... Наверное, в южных регионах Беларуси. Вообще, поставкой овощей у нас другой сотрудник занимается. Но на каждую партию нам представляют документы о качестве продуктов. Мы можем гарантировать: они абсолютно “чистые”. Кроме того, наши ребята бывали в гостях у всех фермеров. Обманывать нет смысла, потому что наш проект — это крик души. Доверять тому, что продают в обычных магазинах, давно нельзя. 

После секундной паузы продавец начинает нахваливать топленое масло. Обещаем попробовать его в другой раз. А пока ограничиваемся покупкой фермерской картошки. 

Ассортимент натуральной еды на другом сайте практически не отличается. Тот же хлеб, масло, овощи, мясо. Правда, имена производителей здесь не скрывают — прямо в описании товара есть снимок фермера, краткий рассказ о его подворье и даже указан номер документа, подтверждающего соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам. Любопытно, что тут продают и органик-продукцию с европейской сертификацией. Выбор невелик. В основном это крупы, масло, орехи и сухофрукты, чай и шоколад. Значатся в этом списке и белорусские овощи из Сморгонщины. Килограмм парниковых экоогурцов — 4,5 рубля. Недешево, но “качественная еда не может стоить дешево”, — поясняет запредельную цену хозяйка магазина.

А чтобы никаких сомнений по поводу происхождения продуктов у меня не было, она в подробностях описывает процесс выращивания: 

— Органические овощи от вредителей защищают только безвредными биологическими средствами. Например, на основе эфирных масел. Многих насекомых отпугивают резкие запахи. Колорадских жуков с картошки фермер вообще собирает вручную. Еще подсаживают специальных насекомых-хищников, которые уничтожают вредителей. Таких можно приобрести в Академии наук. 

Кстати, получить фермерские продукты, заказанные в интернет-магазинах, можно не сразу. Картошку доставили к следующему вечеру, а огурцы пришлось ждать три дня. Эко-лавки работают только по предварительным заказам — ничего впрок не закупают: “Натуральные овощи быстро портятся”. 

Как только заветные биокартошка с биоогурцами оказываются у нас, идем в обычный супермаркет за их “химическими” собратьями. Разница в цене весьма ощутимая: экологически чистая картошка стоит почти в три раза дороже, а огурцы — почти в пять. Чтобы понять, есть ли смысл переплачивать, исследуем овощи, например, на нитраты. 

Такой тест доступен любому желающему. Его делают в городской, районной или областной санэпидемстанции, центрах гигиены или прямо на рынке. Наши образцы отправились на Комаровку. Через лабораторию главного продуктового рынка страны каждый день проходят сотни килограммов сочных и ароматных ягод, фруктов, овощей. 

— Повышенное содержание нитратов встречается довольно редко. Чаще всего в свекле: она склонна их накапливать, — поясняют в лаборатории, принимая наши образцы. 

Результаты готовы спустя пару часов. Как оказалось, разницы между органическими и обычными огурцами практически нет. И там, и там содержание нитратов около 100 мг (при допустимом значении — 400 мг/кг). И неважно, удобряете вы новыми химическими препаратами или по-старинке — навозом.

Картофельные стандарты более строгие. Допустимое значение нитратов — 250 мг/кг. Фермерский образец прошел испытание без проблем: всего 106 мг. Зато показатели магазинного картофеля удивили — 406 мг! Есть такую картошку запрещено Минздравом. Поскольку безопасная доза нитратов для взрослого человека составляет 325 мг в сутки. Взятая из еще одного супермаркета картошка также оказалась “грязной” — 420 мг нитратов на кило. Сотрудники лаборатории на Комаровском рынке говорят, что с такими данными им сталкиваться приходится крайне редко. Обычно превышений норм по “химии” у нас не встречается.


Рубить капусту на капусте

Задача любого сельхозпроизводства — получить как можно более высокий и качественный урожай и соответственно прибыль. Для этого, во-первых, нужно защитить от всяких болезней и сорняков растения, а во-вторых, дать им достаточное количество питательных элементов. Естественно, когда в распоряжении огромные площади, то и речи нет о ручной прополке или внесении удобрений из компостной кучи.

— Если идет сбалансированное питание — а для каждого вида растения и почвы определено оптимальное сочетание основных компонентов азота, фосфора, калия и микроэлементов — то больших проблем не должно быть, — говорит академик НАН, лауреат государственной премии Республики Беларусь Александр Цыганов. — Сами по себе нитраты — соли азотной кислоты — очень нужны растениям. Благодаря им идет формирование белков, клейковины и так далее. Однако когда их слишком много, растения не могут их полностью усвоить и часть “непереваренных” нитратов остается в плодах и листьях. Попадая в организм человека, они превращаются в токсичные нитриты, а затем в нитрозамины — злостнейшие канцерогены. 

По современным стандартам предельно допустимая концентрация нитратов для картофеля — 250 мг/кг, кабачков — 400, свеклы — 1400, листовой петрушки — и вовсе 2000. Различия существуют также для овощей, выращенных в открытом и закрытом грунте.

— Следует понимать, если вы съедите салат с превышением нитратов в три раза, это не значит, что завтра вы заболеете раком или умрете. Значение имеет, как часто вы употребляете такие продукты, в каком объеме, каков ваш вес и так далее, — перечисляет Александр Риммович. — Куда токсичнее нитратов пестициды.

Сейчас хозяйства используют гораздо меньшее количество пестицидов, чем несколько лет назад. Спасение, конечно, в органическом земледелии. Однако с ним не все так просто.

— То есть речь идет о том, что нельзя использовать минеральные удобрения, полученные синтетическим путем. Так вот урожайность основных продуктов без них значительно снижается. Зерновых — примерно в 2 раза, овощей — в 1,3—1,6 раза, — рассказывает Александр Цыганов. — Многие ли фермеры к этому готовы? К тому же нужно строго соблюдать все правила Международной федерации органического сельскохозяйственного движения, в которых четко прописано, какая должна быть почва, на каком расстоянии должны находиться поля с применением химии. Четко оговорены условия хранения и транспортировки. Все связано в единую сложную цепь. 

Поэтому, считает ученый, здесь очень важен постоянный контроль. Мониторинг должен быть на стадии посева, вегетации растения, уборки, транспортировки, хранения продукции.

— Если не будет таких служб, не будет лабораторий с высоким уровнем оснащенности приборами, специалистов, которые проводили бы комплексный анализ почвы, следили за соблюдением производителями всех правил, все теряет смысл, — уверен Александр Цыганов. — Сомневаюсь, что фермер, однажды получивший сертификат и знающий, что больше его никто не будет проверять, станет строго соблюдать все нормы, ведь это очень затратно. Что по итогу получит потребитель? Фальшивку. Производители будут продавать обычную сельхозпродукцию под видом дорогой и зарабатывать деньги на доверии покупателей.

К слову, это уже происходит. Даже не имея соответствующей сертификации некоторые наносят на этикетки красивые завлекаловки вроде “натуральный продукт”, “100% organic”, “eco-продукт”, “био-” и так далее. Для этого явления придуман даже специальный термин “гринвошинг” — экологичное позиционирование компании или товара/услуги без достаточных для этого оснований.

— Жалко людей, которые покупаются на модный маркетинговый ход, — рассуждает Александр Риммович. 


Обещанного три года ждут

Производство органических продуктов в нашей стране предусмотрено Программой социально-экономического развития на 2016—2020 годы. В скором времени появится и свой закон “О производстве и обращении органической продукции”. Его проект был принят в первом чтении на весенней сессии Палаты представителей, рассказал депутат Сергей Литвин:

— Экологические продукты производятся в 179 странах. В 87 — имеются собственные законы, в 20 — соответствующие стандарты. Нашей стране нужен собственный закон и сертифицирующая система для производства экологической продукции и ее реализации. Более 1000 субъектов у нас — фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан, сельскохозяйственные и другие предприятия — занимаются органическим земледелием. Но крупных из них только 20. Кто-то даже прошел сертификацию в Украине, Молдове, странах ЕС. Но это очень дорого и сложно. 

— Почему этому агронаправлению уделяется всюду такое большое внимание? Каков наш экспортный потенциал?

— Отсутствие нормативного правового регулирования в этой области не позволяет нашей стране выступать полноценным участником на международном рынке органической продукции. Но с принятием закона все изменится, учитывая, что наша сельскохозяйственная продукция всегда ценилась за границей. Это позволит развивать экспорт и зарабатывать валюту.

— Через какое время?

— К сожалению, у нас практически нет чистых земель, как в некоторых других странах. Наша почва перенасыщена синтетическими средствами (минеральные удобрения, средства химзащиты, ретарданты). Для очистки почв нужен переходный период, который займет не менее 3 лет. В этот период производитель будет обязан соблюдать способы, методы, технологии ведения органического производства, предусмотренные техническими нормативными правовыми актами, после чего получит сертификат соответствия. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития до 2030 года, доля органических земель в общей площади сельхозугодий должна достигнуть 3—4 процентов.

— Годы ожидания, потраченные деньги на модернизацию производства, не слишком высокая урожайность... В чем хозяйствам выгода? Знаю, в некоторых странах для таких фермеров существуют определенные дотации. Могут ли они быть предусмотрены у нас? 

— Пока законопроект не требует никаких финансовых затрат с бюджета. Но какая-то поддержка будет обязательно. Она может идти из республиканских и местных бюджетов в рамках выполнения госпрограмм. Могут быть применены дополнительные законодательные акты, где будет предусматриваться и такая господдержка. Но никто никого не будет заставлять производить органическую продукцию. Хочешь — выращивай. Не хочешь — не берись. 

— Сертификацией у нас сегодня занимаются зарубежные компании. Что изменится с принятием закона?

— Будет введена национальная сертификация. Получить ее будет намного проще и дешевле, чем у зарубежных компаний, при этом она будет котироваться на международном рынке. Она будет проводиться на соответствие требованиям к органической продукции, установленным в государственных стандартах, а также требованиям к процессам производства органической продукции. По ее результатам заявителю будет выдаваться сертификат соответствия, а на продукцию будет наноситься знак “Органический продукт”. Ко второму чтению законопроекта Совмин определит субъект, который будет вести реестр органических производителей. Это будет Минсельхозпрод или Госстандарт. 

— На прилавках в магазинах можно увидеть немало продуктов, которые выдаются за экологические, хотя и вряд ли к ним относятся. Что будет с такими не совсем честными производителями после принятия закона? 

— Сегодня у нас отсутствует нормативное правовое регулирование в этой сфере. Нет статей, которые поощряли бы одних и наказывали других. С принятием закона все должно измениться.
Приставки “эко-”, “био-”, “органик-” — мало что значащие слова, если качество органических чистых продуктов не подтверждено сертификатом. Даже если вам расписывают, что каждый кустик картошки пропалывался вручную, а помидоры удобрялись исключительно из компостной кучи, помните, что эко-бизнес — тоже бизнес, а значит, ничего личного
МНЕНИЕ

Светлана Петрова, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории профилактической и экологической токсикологии РУП “Научный практический центр гигиены”:

— При высокой концентрации опасность нитратов в организме проявляется снижением потенции у мужчин и повышением вероятности риска выкидыша у женщин. Длительное влияние нитратов на организм человека провоцирует уменьшение йода, что ведет к увеличению размеров щитовидной железы. Отрицательное влияние пестицидов на организм обусловлено их химическими свойствами. На основании исследований, проведенных на государственном предприятии “НПЦГ”, установлено, что предприятия нашей страны для производства пестицидов наиболее активно используют действующие вещества химических классов триазолов и стробилуринов. Триазолы относятся к токсичным веществам. Они влияют на глаза, селезенку, печень и надпочечники, нарушают биосинтез стероидных гормонов. Стробилурины малоопасны, не обладают отрицательными хроническими эффектами, отличаются низкой способностью к биокумуляции, не раздражают слизистые оболочки глаз и кожу.

Вместе с тем следует отметить, что в нашей стране допускаются к обращению только пестициды, внесенные в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений. Определен максимально допустимый уровень содержания остаточных количеств пестицидов, нитратов и нитритов в пищевых продуктах. В Беларуси на постоянной основе проводится контроль содержания нитратов, нитритов и остаточных количеств пестицидов в продуктах питания.

ЧТО ТАКОЕ ОРГАНИКА

• отказ от минеральных удобрений, средств химзащиты и ретардантов (регуляторы роста растений);

• применение биологических способов защиты растений от болезней и вредителей;

• использование севооборота (чередование культур) как основного способа восстановления минерального состава почвы;

• высадка сидератов для повышения плодородия почвы, в качестве зеленых удобрений подходят бобовые, злаковые, крестоцветные и т. д.

Нужно подготовить почву

39-летний фермер Иван Березко с Брестчины с землей связан с детства. Родители работали в колхозе, сам подростком им помогал. После университета и армии Иван работал инженером на госпредприятии в областном центре, а буквально пару лет назад оставил городскую жизнь и вернулся на малую родину — возрождать село и заниматься выращиванием картофеля, овощей и зелени.

— Сельское хозяйство — бизнес рискованный. Солнце припекает — все сохнет, ливень неделю льет — вымокает. Еще и с букашками-червячками постоянно нужно воевать. Без химии сегодня трудно обойтись, — признается фермер. — С другой стороны, во всем нужно знать меру. Есть установленные нормы. Они взяты не с потолка. Поэтому все, что идет на продажу с моей земли, кушаю сам и кормлю этим детей. 

По словам Ивана, сейчас заниматься биопродуктами не выгодно. Но если упростятся условия для “чистого” агроэкспорта, тогда бизнес на экологическом питании станет привлекательным для многих: “Это как и с землей. Сперва нужно подготовить почву. И результат не заставит себя ждать”. 

ОПРОС. Готовы ли вы перейти на экологически чистые продукты?

Ирина Ромбальская, телеведущая:

— Я не заморачиваюсь по поводу здорового питания. Часто перекусываю на ходу, ем то, что сегодня многие называют “нездоровой пищей”. Признаюсь: не готова тратить много денег и времени на покупку и приготовление еды. Ведь есть вещи и поважнее. 

Павел Воронько, менеджер по подбору персонала:

— Я с радостью ел бы только биопродукты. Они же полезнее и вкуснее, но, к сожалению, стоят бешеных денег. Пока платить втридорога за курицу и помидоры я не готов. 

Мария Боричевская, молодая мама:

— Деток нужно кормить только самым лучшим и натуральным. На это денег не жалко. Было бы неплохо, если б в магазинах появилось четкое деление продуктов на те, что выращивают органическим способом, и все остальные. Пока этого нет, разобраться в том, что покупаешь, очень сложно. Поэтому в сезон мы стараемся кормить сынишку овощами и фруктами от знакомых фермеров, которым доверяем.

Евгений Костень, пенсионер:

— На упаковках можно написать все, что угодно. Сегодня на каждом втором товаре в магазинах — зеленая бирка со словами “ЭКО”, “БИО”, “без ГМО”. Не доверяю им. Хочешь экологически чистой еды? Вырасти ее сам!

Ольга Остапович, специалист по связям с общественностью:

— Однажды купила в нашем супермаркете шоколад с маркировкой “органический”. Пришла домой и стала искать информацию о компании-производителе. Оказалось, что никакой органикой там и не пахнет. Недобросовестные маркетологи просто так разместили на упаковке изображение, подтверждающее сертификацию. Ситуацию исправят только строгие законы. Вот тогда и начну закупаться биопродуктами у нас в стране.

Людмила МИНКЕВИЧ, Анна КУРАК.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter