«Джинн» на побегушках

Тяжела жизнь белбоя: И «лексус» запаркуй, и за аспирином сбегай

Как я работала белбоем в роскошной гостинице

— Триста первый просит подойти!

Указание с рецепции получено, и мы идем, гадая: чего же изволит постоялец из 301-го номера? Тапочки принести или, может, за боржоми сбегать? Исполним почти любое желание. На то мы и швейцары-белбои отеля. Да-да, это вам не только у двери стоять да гостей под белы ручки в зал провожать. Хотя… Как раз с двери у меня все и началось.

«Повелитель» двери

Целый день я отработала в пятизвездочном столичном отеле «Crowne Plazа Minsk». Сначала — дорменом. Так на английский манер называют там швейцара, который «повелевает» дверью. Правда, какой из меня мен? Вумен! Дорвумен.

Подошла к делу со всей ответственностью. Даже надела красное форменное пальто и белые перчатки. Пять звезд, как ни крути! Стою, значит, дверь открываю-закрываю. Репетирую. Ну, думаю, народ пойдет — на высшем уровне организую «и входит, и выходит». С улыбкой и легким поклоном. Все как положено.

Народ пошел. Но что ни человек, то недоумевающее лицо. Видимо, не могли сообразить: для «какой мебели» девушка в красной «плащ-палатке» у двери?!

— Гуд ивнин, гуд ивнин… — шепотом совершенствую свой английский. Надо ж иностранных гостей чин по чину приветствовать. Мол, не для мебели я тут, а гордо несу службу дормена.

 

Меж тем у двери стало немноголюдно. Мой «коллега», настоящий швейцар отеля, не по-доброму косится на меня: мол, это я весь производственный процесс застопорила. Вячеслав Березун вспоминает, что однажды насчитал: за день через его дверь прошло две тысячи человек. Правда, это не только постояльцы, но и участники семинаров, которые проводятся в конференц-залах отеля.

Искусство «принеси-подай»

Раз за дверью не сложилось — попробую внутри отеля. Пойду в белбои. Это тоже швейцары, но отвечают они не за дверь, а за комфорт постояльцев — чтоб жизнь им здесь малиной показалась.

Основное «место дислокации» белбоя — лобби отеля. Попросту — вестибюль. Для себя я сразу решила: быть дорменом хорошо, а белбоем — лучше. Ходи себе по залу: тепло, кафель блестит, Мадонна с подвесного экрана поет.

Белбои работают в дневную и ночную смены. С 8 до 20 и, соответственно, наоборот. Днем несут вахту вдвоем.

Мои напарники — Виталий Карпинчик и Николай Янулевич. Прошу их ввести меня в курс дела.

— Вон на стойке рецепции звоночек. Как только созревает для нас задание, девушка-рецепционист звонит — и мы, как джинны, появляемся, — улыбается Виталий.

— Мальчики по вызову? — вроде как пошутила я.

— Или мальчики-звоночки, — вроде как не обиделся Виталий.

 

И тут раздался звонок. Николай ринулся к рецепции, а его напарник продолжил проводить ликбез по профессии:

— Задачи у нас самые разные. Снести вниз вещи из номера, вызвать такси, съездить на вокзал за билетом, помочь открыть дверь, если электронный ключ постояльца размагнитился.

В какой ресторан сходить, с чего начать культурную программу, где купить сувениры — с подобными вопросами принято обращаться к консьержу отеля, но до него обычно не доходят, спрашивают у белбоев. А еще могут попросить сходить в магазин, аптеку. В отеле жил гость, который отправлял белбоев в аптеку ежедневно, давая огромный список лекарств.

— Посылают за чем угодно: минералкой, подзарядным для телефона... Однажды за квашеной капустой на Комаровку ездил. А на 8 Марта за цветами и шампанским то и дело бегал, — вспоминает вернувшийся с задания Николай.

У белбоев гораздо больше обязанностей, чем простое «принеси-подай». Их вообще можно назвать «душой отеля». Общаются с постояльцами, по сути, чаще, чем весь остальной персонал. Поэтому первое требование к ним — хорошее знание английского. Николай, например, студент иняза, и для него это отличная возможность ежедневно практиковаться в языке.

— Приезжает человек в нашу страну — и ты едва ли не первый, кто с ним общается. Ответственность! 

 

А вот в полной мере груз ответственности парень почувствовал, когда впервые парковал шикарную машину постояльца, что тоже входит в обязанности.

— Это был внедорожник «lexus». Такой здоровенный! Паркуя, двигался буквально по сантиметру. Из машины весь мокрый вышел.

А сегодня Николай уже с закрытыми глазами лавирует по парковке. Знаком с самыми роскошными «железными красавицами».

Жми руку щедро!

Звонок с рецепции! Новое поручение — принести из такси багаж вновь прибывшего постояльца. Берем тележку и идем. И тут я выполнила свою первую работу: добросовестно держалась за ручку тележки, которую катил белбой.

После проведения девушками с рецепции процедуры заселения Виталий пообещал гостю доставить багаж в номер в ближайшие минуты. Как только тот прошествовал в свои покои, я спросила:

— А мы разве не должны проводить до номера?

— Обычно белбой провожает. Но в силу разных обстоятельств иногда доставляет вещи вслед.

Подозреваю, что именно я явилась обстоятельством, которое оставило постояльца без эскорта. Видимо, держаться за ручку тележки — единственное, что мне здесь доверяют. Пока.

Принести сумки в номер все-таки «коллеге» я помогла. Виталий рассказал постояльцу о чем-то на английском, а я, ни бельмеса не понимая, со знающим видом утвердительно покивала.

 

Увлекшись рассматриванием люксовой «горницы», пропустила интересующий меня момент. И как только вышли из номера, тут же спросила:

— Чаевые дал?

— Не принято, — улыбнулся напарник.

Я так и не поняла: шутит или всерьез? Хотя потом узнала, что некоторые постояльцы кладут купюру в руку и передают белбою при прощальном рукопожатии. Бывают, конечно, и «безбумажные» пожатия. А один постоянный гость всех, вместе взятых, по чаевым перекрывает.

Белбои говорят, что чем выше человек по положению, тем проще он в общении. И наоборот. Бывает, люди думают: раз пять звезд — можно с персоналом в «золотую рыбку» играть.

— А вот испанские футболисты приезжали, так все как один дружелюбные. Еще и поздороваются с тобой первыми. А ведь мировые звезды! — восторгается Николай.

Спрашиваю, каких еще звезд видел на «небосклоне» отеля.

— Дженнифер Лопес. Улыбчивая, живая и, конечно, ну очень ухоженная. Да кого только не видел! Встречая звезд русской эстрады, уже и не удивляешься. Когда ты приносишь знаменитостям зубные щетки и мыло, понимаешь: они такие же люди, как и мы.

«Нюх» на гостя

— Человек только в отель зайдет, я уже вижу: этот — русский, а этот — из-за морей. Иностранцы — более сдержанные, «нашпигованные» этикетом. А братья-славяне вокруг себя будто незримый вихрь создают, в них постоянно чувствуется порыв какой-то.

 

Пока Виталий рассказывал про мятущуюся русскую душу, я наблюдала за проходящей мимо нас группой итальянцев. Вот это, я понимаю, порыв! Сначала даже подумала, что это глухонемые: живенько так жестикулируют. Потом слышу: «ми пьяче», «грацие»… От одного их языка мне стало тепло, весело и захотелось макарон. Итальянцы подошли к рецепции. В момент нарисовался там и белбой. Готовится получить указания. Похоже, как только в лобби появляется постоялец, у белбоя срабатывает «Будь готов — всегда готов!» — сделала я вывод. И когда в вестибюль вошли парень и девушка — тут же незаметно пристроилась рядом. Они подошли к столику консьержа — иду следом. Направились к рецепции — я туда же. Пара — к лифту, догоняю их. Собралась до самого номера проводить, но в планы вмешался Виталий.

— Простите… — тактично обратился он ко мне. — А чего это вы по залу вальсируете?

— Как чего? Долг белбоя — угадать каждое желание постояльца! — рапортую с видом отличницы.

— Совсем не обязательно ходить за каждым по пятам. Вообще, со временем уже начинаешь чувствовать гостей отеля. Человек появляется в лобби — и, глядя на него, примерно предвидишь его дальнейшие действия: направится он к рецепции или же, скажем, в бар отеля.

Хорошо, что не надо «по пятам», ибо своих пяток я уже не чувствую. Да-а, тяжела ноша белбоя.

Не по инструкции!

— 209-й просит халат и тапочки, — сообщают с рецепции.

«Хорошее желание», — завидую я обитателю 209-го номера. Однако встаю с дивана и несу свою усталость за тапочками.

В этот день я еще вызвала такси для шведского дедушки, переселила молодую пару в апартаменты с «видом получше» и 10 раз пожалела, что так быстро втерлась в доверие к напарникам. Лучше бы, действительно, только ручку тележки держать доверили.

— Работа у нас интересная, — говорит Виталий «под занавес» рабочего дня. — Столько разных людей видишь. Общение опять же. Бывает, пока до номера дойдем, человек полбиографии своей расскажет. Еще и в номере разговор продолжим.

Главное, подчеркивают ребята, — уважать гостя. Искренне, а не по инструкции. Общаясь, проявлять настоящий интерес к человеку.

Вот говорят: белбой, белбой… А думаете, им, белбоям, легко? Ничего подобного! Обывательские разговорчики. Шутка ли — уметь безупречно парковать «лексусы» и «бугатти», «реанимировать» постояльцев быстро доставленным аспирином, общаться с ними за жизнь… Да что угодно! Недаром же они — душа отеля.

 

В тему

Марина СОКОЛОВА, старший научный сотрудник Института истории НАН Беларуси:

— Мальчик на побегушках (служка, прислужник) в старину работал при гостиницах, купеческих лавках, парикмахерских, сапожных мастерских. Выполнял любые поручения хозяев. Иногда работал просто за еду.

С развитием в конце 18-го века бюрократического аппарата, расширением делопроизводства и гостиничного бизнеса увеличивалось число посыльных, работавших при конторах и различных учреждениях. Это аналог современного курьера. Посыльными были в основном взрослые люди.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter