Как определить, где чужой среди своих?

Дюжина ножей в спину


Давайте попробуем просуммировать претензии к существующей Беларуси — к нашей родной стране, — которые были слышны от невероятных «протестунов». От беглых врагов. И даже от тех, кто мятеж не поддержал, но алчет и жаждет, чтобы Беларусь изменилась.

Таких, кстати говоря, немало. И они, часто будучи гражданами других стран (и/или белорусскими уроженцами), транслируют свое мнение в ток-шоу, на дискуссионных площадках, участвуя в различных международных форумах, публикуясь в русскоязычной прессе. Становясь, делаясь (причем наши же СМИ это и делают) «независимыми экспертами»… А потом капля камень точит.

Не могу не припомнить, что, пока экстремист Болтунец не наговорил на уголовную статью, он числился в златоглавой постоянным и непременным «экспертом по Беларуси» на российских телеканалах. Пока братья-соседи не были вынуждены плотно взяться за свою либерду, чтобы хоть часть ее выкинуть с публичного поля вон, подрывной Суздальцев-хлус так и работал замдекана в ВШЭ, регулярно публикуясь.

Сейчас беглые экстремистские медиа с удовольствием тиражируют списки «российских блогеров-миллионников», замеченных на границах и в аэропортах в позе низкого старта. Особенное злорадство вызывает их «прошлая политическая и предвыборная реклама», кадры участия «в пропагандистских встречах», скрины с сайтов «конкурсы государственной поддержки» с суммами «кремлевских грантов».

Об откровенных жуликах даже не говорим.

Опыт соседей учит: к подбору говорящих голов, независимых экспертов, агентов влияния и пишущих активистов нам надо быть еще внимательнее. У нас страна маленькая, ­­Президент неравнодушный, виновные, случись что, на виду окажутся быстро.

Да некоторые и сейчас видны.

* * *

Про пагубность сравнений мы уже говорили («Несравнимые сравнения», 04.10.22, «СБ. Беларусь сегодня»). Про «свободы» и «рынок» — поговорим. Сегодня — про историко-демагогические эмоции. Которые особенно сильно проступают как раз у тех, которые с виду — за Беларусь.

Но не за эту, нашу, текущую, любимую. За Беларусь 2.0, которую они алчут и жаждут на разрыв тельняшки.

«Трагедия августа 2020 года состоит в том, что столкнулись сторонники двух разных концепций прошлого», — утверждают такие. С одной стороны — бэчебанутые, фу, мы их не любим, понятно. «Но и сторонники действующего курса выступают за архаику — консервацию советских порядков без каких-либо существенных реформ и перемен к лучшему. И что делать белорусам, которым не нравятся ни националистическая истерия, ни советская тоска в безвоздушном пространстве?! А ведь таких граждан очень много и в том августе они порой шли собственноручно крушить белорусскую государственность («Краще гирше або инше») в надежде на неизведанное, но новое!»

Как бы и не поспоришь, товарищи агитаторы и пропагандисты, или сможете? Мятеж с целью разрушения существующей белорусской государственности (вплоть до убийств, интернирований и люстраций) и его подавление называют «дуалистическим противостоянием между сторонниками ВКЛ и фанатами БССР». Возьметесь возразить?

Прямо скажу, если вовремя не назвать демагога демагогом, можно и утонуть в череде таких и подобных вопросов. «Что мешает прекратить «Дажынкi» и отправить на почетную пенсию Солодуху, если они для части общества как красная тряпка для быка?» — но для другой-то части это часть их жизни, с этим надо считаться?

«Почему не осовременить «Славянский базар», ориентированный на пенсионеров?» — вкусовщина чистой воды, но даже если и так, пенсионерам тогда что? «Зачем воспроизводить павильон БССР на ВДНХ как несущую смысловую конструкцию суверенного независимого государства?!» — как что-что? ай, ладно… бросить павильон, пусть рассыпается?

«Может, сутью конституционной реформы должно быть не юридическое творчество, а изменение психологии и культуры государственного управления?» — суть демагога в том, что он не собирается сам искать ответы на свои вопросы. Вы должны ему их дать, прямо сейчас, причем такие, которые ему бы понравились.

Поэтому можно спрашивать о чем угодно, пакуя в одно Конституцию, психологию, юристов и культуру.

* * *

Кстати, о культуре. «Я человек культуры и сужу о состоянии государства по новым художественным произведениям» — слыхали подобное? Это такая… наглость образованца. Давайте уж тогда жизнь в странах мира оценивать по нобелевским ­(лит-) премиям, за коллаборационизм выдаваемым, чё.

Образованство лезет наружу: «Утверждаю, что многие люди до 40 лет оказались в оппозиционном лагере не потому, что фанатеют от символики ВКЛ, а потому, что действующие власти попросту не слышали их и не хотели понимать. Ядро протестного электората выкристаллизировалось от глухоты и бездействия власти, а уже потом его умами завладели циничные польско-литовские манипуляторы».

Я переведу: мы, «многие люди до 40 лет», поперлись на улицу потому, что нам не нравилась власть как таковая. Что мы не в ней. Что она не под нами. А потом нашими умами кто-то завладел. Но виновата она, власть. Разве можно нас за все это упрекать? Не мы такие — жизнь такая…

Образованцы, они как дети, деби…ть.

«Почему ведется диалог о конституционной реформе, но нет диалога о смыслах, визиях, идентичности и контурах будущего Беларуси?!» — потому что Конституцию можно написать, и она написана. А вот визии… с контурами… «Хочется узнать емкие ответы, отточенные дефиниции и хлесткие формулировки, а не многословные абстрактные рассуждения» — и мне хочется! И как хочется!!

Но от демагогов, образованцев, творцаў обычно не дождешься. Критиковать, забрасывать вопросами, заваливать упреками, зачастую даже и правомерными, — это их. Сформулировать и выйти на люди, чтобы отстоять, — и близко не их. А уж делать… мешки таскать… не-е, я по визиям, видите, руки как заточены? Видим, чё.

Проще всего таких приземлять в самом начале, не давая воспарить в идентичностях: «Конкретно, что вы, лично вы предлагаете? Есть ли разработанный план, проект, потребные средства, примерные сроки — и где это все? А на своем (рабочем) месте вы что из перечисленного уже сделали, осуществили, добились?»

Часто на этом все и заканчивается, ибо участие в шоу, диспутах, на площадках и форумах и есть у человека рабочее место. Закрыл рот — убрал со стола, пора идти домой.

* * *

Для примера можно взять Всеволода Непогодина. Родился в Бобруйске, гражданин Украины, живет в Одессе. Писатель, публицист, блогер. Сфера публичности широка, не обхватить: от участия в российских телешоу до наблюдения за белорусскими выборами, а уж фестивали, форумы, диспуты и конференции — чуть ли не каждый месяц.

«Почему не обсуждается целесообразность нахождения памятников Ленину, если они мозолят глаза молодежи?! — возмущается Всеволод. — Может, молодежь вздохнет с облегчением, ощутит прилив сил и станет работать с удвоенной энергией, увеличится производительность труда и ВВП?! Может, она и бунтовала от безразличия государства к ее идеалам и чаяниям?!»

Как вам порыв души, высота постановки проблем и далягляды визий? Убери памятники Ленину — и вся недолга. Ну, вот Украина убрала — все, что с ней дальше произошло, есть закономерное следствие? Спасибо, не надо.

И вот если задать те, перечисленные выше вопросы, выясняется, что человек Ленина-то и не читал. Так, что-то слышал. «Сам дедушка Ленин говорил, что политика — это концентрированное выражение экономики. Разве уменьшатся надои и центнеры с гектара, если убрать памятники Ленину?! Или от этого тягачи МЗКТ станут менее мощными?!» — и историю в школе пропускал, и логику.

И такие, и подобные люди становятся «экспертами, аналитиками, публицистами, представителями». Вернее, зачем мы сами их таковыми делаем? Ну, балдеет писатель от Лимонова, все не может забыть «вкус негра во рту» — пусть себе сидит на кухне… сочиняет. Ну, не понимает демагог, о чем он говорит, — пусть в фейсбучике творит, пусть ему его читатели в панамку насовывают.

Если же человек и правда претендует на, скажем, «возглавить белорусский ЦИПСО», то пусть не про памятники пишет. А план работы, расчет сил и средств, тезисы мероприятий, штаты и финансы, подчиненность и координацию — все то скучное, без чего ничего в этом лучшем из миров не работает.

Ну, и «отточенные дефиниции и хлесткие формулировки» до кучи, как без них.

* * *

«Дюжина ножей в спину революции» — назывался сборник рассказов Аркадия Аверченко. Несмешных и несмешной. Нет, лучший! — возражает белорусский одессит. Считать Аверченко смешнее Ильфа с Петровым или Зощенко — это как считать Лимонова вкуснее Пелевина. Вкусовщина, вернее, отсутствие натурального вкуса.

И многих блогеров, тиктокеров, инфлюенсеров и прочих образованцев трудно даже упрекать в этом! Вот отзывы о романе Рея Брэдбери «451° по Фаренгейту» (пророческом, между прочим, не хуже Оруэлла, романе) с профильного сайта, посвященного литературе и фантастике: «Мне не понравилась идея. Да и вообще не понял, что в нем особенного». «По-моему, очень мрачно и безысходно. Оценка 4 из 10». «Может, для 1953 года идея и была свежей, но сегодня после всего прочтенного и увиденного особо за душу не берет». И даже: «Складывается впечатление, что автор не знает, как дальше развивать тему и заканчивает его лишь бы как». Халтурщик, кароч, этот ваш Рей, ацкий кринж.

Таковы разговоры, знаете ли, эстетов. Литературознавцев. Людей образованных и интеллигентных. Постигших смыслы и познавших визии, не говоря уж о нарративах и дискурсах. Оттого точно знающих, какой должна быть Беларусь 2.0. В смысле, какой мы должны ее сделать. Для них.

В этих словах мало стеба: они, разговорчивые, прочли то, что большинству уже и не под силу.

И в любом разговоре дюжину ножей такой разговорчивый готов воткнуть в спину неготового к этому гражданина. Активисту. Патриоту. Ему — и в мозг незащищенной присутствующей публики.

Этого нельзя допускать. Надо быть готовыми.

mukovoz@sb.by

t.me/nakipelo_by

Рисунок Олега КАРПОВИЧА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter