Дымовая завеса

На покупку сигарет минчане тратят больше, чем на рыбу и морепродукты

Свою жизнь без сигареты (папиросы, трубки, кальяна) не мыслит каждый третий белорус. Причем 43 процента курильщиков — возраста самого цветущего, от 16 до 29 лет. Женщины дымят практически наравне с мужчинами, и год от года все больше. Даже среди младших школьников пробовали курить почти 2 процента, среди 5 — 8–классников — 3, в старшей школе — уже 15 процентов учеников. Грустная статистика. Хотя плакаты о вреде курения висят на каждом углу, ролики по телевидению крутятся сутки напролет, реклама сигарет под запретом, курильщиков постепенно вытесняют с «насиженных» мест — парков, учреждений досуга, образования, здравоохранения, подземных переходов... Но сколько ни бьемся с пагубной привычкой, снять «дымовую завесу» все не удается. Почему? Ситуацию изучали корреспонденты «СБ».


«Бычки» на запретной территории


На покупку сигарет минчане тратят больше, чем на рыбу и морепродукты


«Есть закон, а есть практика его применения», — часто отвечают юристы на особо каверзные вопросы. Мой вопрос из их числа: почему, несмотря на то что места, где курить запрещено, четко перечислены в законодательных актах, этот запрет игнорируют все, кому не лень в очередной раз щелкнуть зажигалкой? Более того, в 999 случаях из 1.000 им это легко сходит с рук!


Например, уже несколько лет категорически запрещено курить в больницах и поликлиниках, причем не только в помещении, но и на крыльце. Но, увы, намедни я собственными глазами наблюдала стайку молодых мамочек в халатах, с сигареткой в руке в буквальном смысле слова подпиравших дверь детской больницы. Сколько ни гоняла их сестричка — ноль внимания, еще и возмущались: «Совсем житья не стало!» Спустя три дня такие же мамочки в обнимку с папочками в облаке дыма гуляли по главной аллее минского парка имени Горького — территории, юридически оформленной как «свободная от курения». Да если бы только они одни нарушали закон! Окурками «территория, свободная от курения» была усеяна достаточно густо... Прискорбный случай? Единичный факт?


— Да нет, система, — вздыхает главный врач Минского центра здоровья Иван Тарашкевич. — Есть указ Президента, постановления Правительства, план городских мероприятий по ограничению курения в общественных местах. Но встал вопрос: кто будет контролировать выполнение закона? А здесь — пробел. Сотрудники милиции говорят, что у них и так хватает забот. У самих парков и учреждений, попавших в перечень, каждый работник на счету, да и нигде не прописано, что они имеют право штрафовать за нарушение «антитабачного» законодательства. В Минске сегодня три зоны, свободные от курения, но навести порядок даже в одном–единственном парке, оказывается, невозможно! Более того, объявления о запрете курить в подземных переходах периодически срываются, пропагандистские щиты, которые установил Центральный ботанический сад, растерзали. На теннисных матчах курят, рядом со школами курят, на пляжах курят, в подъездах курят, хотя это запрещено еще с 1999 года Постановлением Совмина № 177 и начальник ЖЭСа или главный инженер имеет полное право наложить на правонарушителя штраф в размере трех базовых величин. А оштрафовали ли кого–нибудь за это время? По моим сведениям, нет. Оборудовали ли в офисах хоть одно место для курения по всем правилам, как того требуют Минздрав и МЧС, — со специальной вентиляцией, мебелью, урнами с водой и т.д.? В прошлом году мы провели рейд по Минску, но не нашли ни одного такого места!


По подсчетам Ивана Тарашкевича, сегодня Минск «производит» до 8 млн. окурков. Ежедневно. И абсолютному большинству курильщиков закон не писан. Ростки здравого смысла, конечно, пробиваются, но только кое–где и порой. Методы увещевания не срабатывают. В очередной раз Центр здоровья убедился в этом, когда собрал у себя минских ди–джеев: медики устроили для них семинар, рассказывали, показывали, объясняли, что на дискотеках курить запрещено, — а воз и ныне там. Что делать?


— Привлекать административный ресурс, — уверен Иван Иванович. — Например, в Литве человек в неположенном месте никогда не осмелится закурить: знает, что тут же подойдет полицейский и оштрафует на кругленькую сумму — 50 евро. Причем даже административный рычаг, по всей видимости, сработает не сразу. Думаю, воспитывать курильщиков придется не один месяц, как не один месяц в конце 60–х годов ГАИ приучала минчан переходить улицу только на зеленый свет. На каждом перекрестке тогда стояли сотрудники милиции и штрафовали, штрафовали, штрафовали. Зато теперь приезжие удивляются нашей дисциплинированности: мол, машин же нет, почему бы не перебежать на красный? Они — бегут. А мы — стоим.


Нынешняя проблема в чем–то будет даже посложнее. Непонятно, кто и, главное, когда возьмется за этот рычаг. Руководители парков и учреждений? Милицейские патрули? Или особая «сигаретная полиция» по примеру той, которая создается во Франции? 175 тысяч полицейских должны будут патрулировать и «обнюхивать» общественные места. По крайней мере, так это выглядит в теории, в новом жестком законе против курения. А практика покажет...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter