Дядя Ваня в объятиях Мельпомены

Некоторые спектакли текущего репертуара Брестскому театру на гастроли в Минск можно было не привозить

Некоторые спектакли текущего репертуара Брестскому театру на гастроли в Минск можно было не привозить

Город Брест имеет свой Международный театральный фестиваль «Белая Вежа», который проходит ежегодно и заставляет свой театр подтягиваться до того уровня, когда не стыдно. С конкурентоспособностью на первых порах было проблематично. Но вот уже несколько лет удается делать реальными серьезные художественные намерения. 

Прорыв произошел с постановкой чеховского «Дяди Вани» литовским режиссером Альгердасом Латенасом. Фирменная литовская режиссура уже давно тянется проявляться за пределами своего государства. С Латенасом у брестских театралов особые нежные отношения: во время фестивалей он не раз был здесь обласкан и по-настоящему понят. 

Замах на постановку пьесы Чехова был рискованным, но объяснимым. Наверное, нет в мире другого писателя, который так сильно воздействует на человеческую совесть, лишен фальши, неискренности и конъюнктуры. Своего рода эталон славянского мира. И им хорошо похвастаться перед приезжими иностранцами. Театр замахнулся и победил. Вместе с «Дядей Ваней» увидели небо в алмазах. 

Приезд этого спектакля в Минск, кстати, во второй раз, вызывает настоящий ажиотаж в театральной среде. Не помню такого количества актеров из других театров и специфической театральной публики в зрительном зале. Объяснить можно только тем, что на сцене были истинно чеховские персонажи – проводники цивилизации, культуры, достоинства. Не было смакования неудач и несчастий, как это иногда случается в спектаклях по Чехову. А было какое-то ощущение покоя и счастья от сознания того, что можно сохранить чувство собственного достоинства в самых, казалось, неблагоприятных обстоятельствах. 

И что особенно интересно, все актеры играют просто хорошо. Не видно разницы в мастерстве и опыте. Все естественны и значительны одновременно, без стремления вырваться в заметное солирование. Но вот мы пошли на другие спектакли, и тех же самых артистов словно подменили. 

Ровно и без эмоций объясняет театр в своих аннотациях смысл постановки всех привезенных шести спектаклей. Только вряд ли можно со многим согласиться. 

«Двуличие родительской морали, глухота к глобальным проблемам толкают ребенка на отчаянные поступки» в «Затюканном апостоле». Возвращение пьесы белорусского драматурга Андрея Макаенка — дело достойное. Но ей сегодня надо найти современное прочтение, далекое от хохмочек, которые сыпятся со сцены под оглушающую музыку. 

«Одна из красивейших мелодрам мировой литературы» «Филумена Мартурано» в брестском театре также не поднимается выше кассовых интересов. После фильма «Брак по-итальянски» с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни никакой театр еще не превратил этот любовный роман в событие. 

Испытанные и порядком затертые «Бременские музыканты» наполнены танцами, трюками, фокусами и, конечно же, музыкой Геннадия Гладкова, которой в зале хочется подпевать. Он словно для разогрева. У театра — набор молодых актеров, которые не слишком умеют думать и разговаривать, но по жизни неплохо поют и двигаются. 

На молодежь сделана ставка в спектакле «В объятиях Мельпомены». В сочетании имен огромное привлекательное начало. Михаил Булгаков написал пьесу по мотивам мольеровского «Мещанина во дворянстве». А ставил это произведение известный в Беларуси режиссер из Украины Андрей Бакиров, да еще с посвящением юбилею театра. Но этот изысканный коктейль оказался на редкость невкусным. К нему как раз точно подходит строчка из рекомендации афиши: «Наскоро распределив роли, артисты приступают к репетиции пьесы о том, как некий буржуа Журден мечтает стать дворянином». Ну и что? Мечтать не вредно. А дальше что? 

На этом фоне вслед за «Дядей Ваней» выходит в лидеры спектакль «Мост». Сделанный по повести Василя Быкова «Круглянский мост», он лаконично и мужественно, без штампов исследует актуальную тему гражданского выбора. Часть жителей деревни ушла в партизаны, часть – в полицаи. Почему? Никакого надрыва нет в игре артистов. Параллельно разворачиваются диалоги подрывников. Фактически мужской состав труппы подкупает не изложением подробностей жизни, а густотой мыслей и философских наблюдений. 

Неровные по художественным впечатлениям гастроли театра из Бреста все же заметное событие нашей театральной жизни. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter