После ремонта в учебном корпусе академии искусств негде обучаться актерам

Дядя Ваня, что же делать

Закрутила светская жизнь, пригласили в театр Моссовета. Мероприятие увлекательное и чрезвычайно полезное. Три вечера подряд имела счастье смотреть «чеховиану» режиссера Андрея Кончаловского, в спектаклях которой «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» в главных ролях блистает его супруга Юлия Высоцкая. За кулинарным гением Юли и печальными подробностями ее личной жизни как–то забылся тот факт, что Высоцкая — актриса мощная, может не только виртуозно сварганить творожный пудинг за 15 минут, но и знаменитый монолог Сони «Что же делать, дядя Ваня, надо жить» прочитать с такой пронзительностью и смирением — слезы в зрительном зале льются рекой. Ей стоя аплодирует не только Москва, но и Венеция: на последнем кинофестивале фильм «Рай» Кончаловского, где Юлия сыграла аристократку Ольгу, отмечен режиссерским «Серебряным львом». Уверена, что и в этой картине Высоцкая бесподобна...


Здесь бы хорошо вспомнить, что заканчивала актриса Белорусскую государственную академию искусств, азы профессии постигала в Минске, в роскошном здании с балюстрадой и витражами внутри. Мы с Юлей практически ровесницы, хорошо помню, какая неуемная творческая жизнь, полная чудных открытий, бурлила в то время в стенах академии. В правом крыле здания была театральная мастерская и студенческий театр, где будущие актеры отрывались в пробных, дипломных, учебных, тем не менее гремящих на весь Минск постановках Бориса Второва («Беда от нежного сердца»). Курсовая Андрея Андросика и Владимира Рудова «Комедия» тоже родилась на подмостках БГАИ, спектаклем недавно отметили ее 25–летие. Ее, по–моему, играют до сих пор. Страшно сказать, я помню постановку Геннадия Давыдько со студентами–актерами «Старые шутки на свежей соломе». Очаровательная была вещица, мои воспоминания об учебе Юлии Высоцкой в Минске связаны именно с этой постановкой. Что и говорить, попавшие на театральный курс студенты всегда приравнивались к небожителям: с первых дней обучения их ждал свет рампы, обитание в гримерках, работа на сцене. Священнодействуй, да и только!

Последние пять лет легендарный учебный корпус академии искусств находится в состоянии затяжного ремонта. Здание должны были сдать еще в 2013 году, но реконструкция продолжается, финансирование не ахти. От всей души сочувствую студентам актерского и режиссерского курсов: они вынуждены были коротать ученические годы в случайном здании возле шоколадной фабрики. В марте их вернули в родные стены — часть корпуса ввели в эксплуатацию, но условий по–прежнему никаких. Помещение студенческого театра и до сих пор забаррикадировано строительным мусором. А вместо театральной мастерской будущие актеры после ремонта получили взамен обычный ученический класс со светлыми обоями, окнами на проспект, партами и школьной доской. В таком кабинете хорошо читать лекции на отвлеченные темы, но творить, ставить Шекспира — извините. Вчера из любопытства заглянула в академию после ремонта, пришла в театральный класс педагога, народного артиста Беларуси Николая Кириченко — студенты (4–й курс) не знали, куда прятать глаза. Репетируют в буквальном смысле на табуретках, при общем свете. Четыре окна с видом на проспект закрыты картоном, обстановка, прямо скажем, убогая. Не так я себе представляла этот маленький театр для курса. Как можно постигать элементарные нюансы профессии в таком кабинетике, мне тоже трудно вообразить.

Да, можем пошутить, что для актера ценно умение вжиться в роль в предлагаемых обстоятельствах. Ценность искусства определяется его духовным содержанием, а не материальным. Но, друзья мои, убейте, не понимаю, как сегодня можно сделать ремонт в мастерской для театрального курса и не предусмотреть элементарного — черный кабинет, подиум, кулисы, звуковое и светооборудование. В нынешнем классе с таким же успехом, как актеров, можно обучать пловцов, космонавтов, людей любых профессий, читая им лекции на тему охраны труда. Позвонила в Министерство культуры — основному заказчику ремонта, поинтересовалась, что за модернизация такая дальновидная. Заместитель министра Александр Яцко пообещал — сделают студентам и черные стены, и кулисы повесят, но удивился, почему узнал об этих проблемах только от журналиста. И ректор академии, и преподаватели к нему с жалобами не обращались. Как видим, трудности возникают не только с ремонтом, но и с коммуникациями, и что с этим делать, дядя Ваня? Как–то надо жить.

viki@sb.by

Советская Белоруссия № 187 (25069). Четверг, 29 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter