«Дяде выстрелили в голову и слегка присыпали землей...»

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ останки обнаружили недавно военнослужащие Борисовского гарнизона во время проведения плановых занятий на танкодроме 227-го общевойскового полигона. Об этой необычной, даже шокирующей, находке руководство полигона сразу же проинформировало местный горрайвоенкомат, а также Борисовское районное управление внутренних дел. На место тут же прибыли представители 52-го отдельного специализированного поискового батальона Вооруженных Сил Республики Беларусь. После тщательного обследования местности специалисты установили, что подобные останки покоятся и по соседству с тем местом. Поэтому с 11 сентября до начала ноября военнослужащие 52-го отдельного специализированного поискового батальона на полигоне проводили организованные плановые раскопки.

На Борисовском общевойсковом полигоне найдены останки около полутора тысяч человек, захороненных в годы Великой Отечественной войны.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ останки обнаружили недавно военнослужащие Борисовского гарнизона во время проведения плановых занятий на танкодроме 227-го общевойскового полигона. Об этой необычной, даже шокирующей, находке руководство полигона сразу же проинформировало местный горрайвоенкомат, а также Борисовское районное управление внутренних дел. На место тут же прибыли представители 52-го отдельного специализированного поискового батальона Вооруженных Сил Республики Беларусь. После тщательного обследования местности специалисты установили, что подобные останки покоятся и по соседству с тем местом. Поэтому с 11 сентября до начала ноября военнослужащие 52-го отдельного специализированного поискового батальона на полигоне проводили организованные плановые раскопки.

— Изначально кости наши поисковики нашли в яме типа воронки, — пояснил командир специализированного поискового взвода старший лейтенант Алексей Олюшин. — И вдруг, когда начали расширять раскоп и проверять состояние грунта по сторонам, обнаружился четко выраженный профиль продолговатой траншеи, в которой и были человеческие останки. Всего за время проведения раскопок военнослужащие в траншее-раскопе протяженностью около 150 метров отыскали останки около полутора тысяч взрослых и детей.

Кроме костей, обнаружили фрагменты обуви, одежды, военного обмундирования, некоторые предметы домашнего обихода: котелки, ложки, ручки, расчески, очки. А также стреляные гильзы времен Великой Отечественной войны.

Археологи предположили, что это захоронение относится к годам Великой Отечественной войны. Но окончательное заключение сделают только после проведения криминалистической экспертизы останков, извлеченных из земли фрагментов одежды, обуви и других предметов.

Поисковые работы на полигоне под Борисовом продолжатся и в 2012-м. Дело в том, что, согласно хранящемуся в местном зональном государственном архиве акту, составленному в сентябре 1944 года членами городской чрезвычайной комиссии по учету ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками, при обследовании артиллерийского полигона в районе военного городка Лядищи в разных местах обнаружены восемь (!) общих ям-могил одинакового размера: длиной 12, шириной 4 и глубиной 3 метра. Исходя из расчета, что в одном кубическом метре может находиться по 4 трупа, было подсчитано, что в одной яме-могиле покоятся 576, а в восьми — 4608 человек.

Люди и нелюди

По свидетельству очевидцев, во время оккупации города с июля 1941-го по июль 1944 года немцы ежедневно вывозили из тюрьмы на артиллерийский полигон и расстреливали десятки советских граждан.

Борисовчанка Майя Александровна Кольцова и сегодня хорошо помнит, как в мае 1943 года, когда ей было 9 лет, вместе со своей матерью Еленой Антоновной и сестрой матери Анастасией Антоновной в одной из ям-могил на полигоне нашли расстрелянного фашистами дядю — Константина Ивановича Антипова.

— До войны Константин Иванович возглавлял местный гортоп, а с приходом немцем по заданию партизан остался в городе, в подполье, — вспоминает Майя Александровна. — Вместе с другими членами подпольной группы он работал на сплаве леса. Имея ночной пропуск, помогал переправлять в партизанские отряды находившихся в концлагере города военнопленных, а также добытые продукты питания, медикаменты и оружие. Но во время переправы очередной группы пленных немцы выследили и арестовали подпольщиков. Не добились они никаких признаний от патриотов, даже когда жестоко их пытали в тюрьме. И тогда фашисты вывезли их на полигон и расстреляли.

Узнав о месте расстрела дяди и его соратников от одного из полицаев, его жена и моя мама  пошли на полигон. И в одной из огромных ям обнаружили только слегка присыпанные землей лежащие лицом вниз с пробитыми пулями головами людей. Среди них был и дядя, Константин Иванович Антипов, которого женщины сразу узнали по серому клетчатому пиджаку. Они спустились в яму, оттащили труп в сторону и засыпали принесенным с собой песком…

Кстати, бывший артиллерийский полигон не единственное место жестокой расправы фашистских извергов над местными патриотами, военнопленными и мирными жителями города и района. Накануне 30-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков на пересечении улиц Галицкого и 50 лет БССР установлен обелиск, у подножия которого погребены останки нескольких десятков расстрелянных фашистами советских граждан, найденные на бывшей окраине города. Позже этот обелиск вместе с останками был перенесен в другое место.

В сквере на улице Чапаева, у подножия памятника жертвам фашизма, горит Вечный огонь. На мраморной плите выбито: «Здесь захоронено 10 тысяч советских воинов, замученных и расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны». В сквере покоятся останки жертв концентрационного лагеря, располагавшегося в годы войны в казармах на проспекте Революции.

Узников сожгли заживо

Почти сразу же после оккупации Борисова, согласно свидетельству очевидцев, по специальному приказу немецкого командования в городе и районе начались гонения на еврейское население. Военный комендант, полковник немецкой армии Розенфельд издал приказ всем евреям носить желтые отличительные знаки на груди и спине.

В конце августа 1941 года в старой части города фашисты оборудовали специальный лагерь для содержания евреев — гетто. Из домов нескольких кварталов частного сектора выселили всех жителей нееврейской национальности, а само гетто обнесли колючей проволокой, установили охрану. В огороженную территорию собрали практически все еврейское население, около 7,5 тысячи человек. Все узники гетто, в том числе старики, дети и беременные женщины, расстреляны 20—21 октября в глубоком овраге в двух километрах от северной окраины города, в 15 метрах от дороги, ведущей в сторону Бегомля. Туда же привозили трупы и расстрелянных в городе и окрестных деревнях евреев, так что всего в том месте погребено около 9 тысяч представителей еврейской национальности. А еще раньше, в августе того же 1941 года, расстреляно 927 евреев в местечке Зембин, в числе которых — 255 учеников местной школы. А во время отступления, чтобы скрыть следы своих жестоких злодеяний, изверги заставили военнопленных красноармейцев извлечь из оврага трупы убитых евреев и на протяжении нескольких ночей сжигали их…

Согласно архивным данным, немецко-фашистские захватчики в июне 1944 года расстреляли 540 узников концентрационного лагеря, расположенного в районе бумажной фабрики «Профинтерн». Чудом спасшийся от смерти Егор Николаевич Петров позже показал следственной комиссии, что в мае 1944-го его, как партизана, арестовали немцы и поместили в Борисовскую тюрьму. 27 июня из тюрьмы его перевели в концентрационный лагерь, расположенный около фабрики «Профинтерн». А назавтра, в 8 часов утра, всех мужчин немцы построили между бараками в колонну  и начали расстреливать из пулеметов и автоматов. После первых выстрелов Егор Николаевич упал и притворился мертвым, а потом незаметно выполз за территорию лагеря и убежал.

Позже, при осмотре сарая в районе расположения этого концентрационного лагеря, следственная комиссия обнаружила огромное количество пепла и частично «сохранившиеся» обгоревшие трупы. На них были огнестрельные ранения в области головы и шеи.

По свидетельству очевидцев, на момент освобождения города из 1500 находившихся в этом лагере узников в живых осталось меньше полусотни. Выжившие рассказали, что 250 узников заживо сожжены на барже, стоявшей на реке Березине, а еще несколько сотен — в вагонах-теплушках, которые фашисты готовили к отправке в Германию.

В концентрационном лагере, названном немцами «Зеленый», в районе бывшего военного городка Желдорбата, комиссия обнаружила 46 могил, где было захоронено 812 узников-военнослужащих, расстрелянных немцами или умерших от голода, эпидемии брюшного и сыпного тифа.

Деревню Селец уничтожали четыре раза...

Борисов и окрестные села, будучи на перепутье важных в стратегическом отношении дорог, не раз подвергались разрушениям во времена нападения на Беларусь зарубежных завоевателей. А его жители за неповиновение и отчаянное сопротивление оккупационному режиму — жестокому насилию, пыткам и уничтожению. Но особенно бесчеловечно обходились с местными жителями и военнопленными нелюди-фашисты в годы Великой Отечественной.

Несмотря на отчаянное сопротивление борисовчан и регулярных частей Красной Армии, уже первого июля 1941 года немецко-фашистские захватчики заняли правобережную часть города и района, второго — левобережную, а третьего и четвертого — всю территорию района. Город на Березине стал центром Борисовского округа. В нем разместились гебитскоммисариат, полиция безопасности, окружная жандармерия, полевая и городская комендатуры, служба безопасности СД, добровольные отряды вспомогательной полиции, тайная полевая полиция, абвер-группы для борьбы с советскими разведчиками и подпольщиками, школа абвера «Сатурн», где готовили диверсантов для внедрения в партизанские отряды и советский тыл.

В городе построили шесть (!) лагерей смерти, в которых содержались, перенося издевательства, унижения и муки, патриоты-подпольщики, связные партизанских отрядов, мирные жители и военнопленные красноармейцы. За годы фашистской оккупации в городе на Березине замучены до смерти, расстреляны или удушены выхлопными газами в машинах-душегубках свыше 33 тысяч человек. Кроме того, в братских могилах на территории района покоится прах более 5 тысяч мирных жителей. На Борисовщине немецкие оккупанты сожгли 98 деревень — 2909 дворов. Только одну деревню Селец фашисты предавали огню 4 раза, Осово — 3 раза, а Иконы, Лютецк и Разлитье враги сожгли вместе с жителями…

Николай ЧАЛЕЙ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter