Движение по замкнутому кругу?

На излете года российско-белорусские отношения вступили в непростой этап развития, которому Президент Беларуси Александр Лукашенко дал громкую характеристику момента истины. Почти наверняка предстоящая встреча в узком кругу лидеров двух стран внесет ясность по многим позициям. И очень хочется надеяться, что президентам удастся снять хотя бы часть тех проблем, что мешают сегодня строительству Союзного государства. В любом случае именно сейчас как никогда важно на самом высоком уровне критически осмыслить и проанализировать итоги взаимодействия, четко понять, кто и что препятствует полноценной интеграции.

Некоторые российские СМИ слегка погорячились, окрестив наметившиеся в последнее время разногласия в сфере торгово-экономических связей между двумя странами не иначе как “торговой войной”. Масштаб явно не тот. Цена всех существующих на данный момент взаимных ограничений по торговле не превышает 300 миллионов долларов, что не идет ни в какое сравнение с предполагаемыми 20 миллиардами общего товарооборота по итогам года. Но и обманывать самих себя бессмысленно. Раз уж с легкой руки экспертов всплыл термин “торговая война”, значит, кому-то очень выгодно представить ситуацию именно в таком свете. Дескать, коль нет взаимопонимания в торгово-экономических отношениях, ни о каком Союзном государстве и речи быть не может.
На состоявшейся в прошлую пятницу в Минске пресс-конференции Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь Александр Суриков отметил, что существующие проблемы между нашими странами не носят стратегический характер, а возникли скорее вследствие ошибочных действий некоторых чиновников, нарушений законодательства, правил игры. Уж не знаю, можно ли назвать ошибкой письмо Минэкономразвития России, в котором региональным властям предписывается ограничить государственные закупки товаров белорусского производства за счет федерального и муниципальных бюджетов. А как тогда расценивать недавнее заявление о возможном ограничении поставок российской нефти в Беларусь, если не удастся договориться с Минском по стандартам таможенных пошлин?
Вполне естественно, что в такой ситуации Беларусь подумывает об ответных мерах. Запретили, например, поставку белорусских конфет на российский рынок. Не беда, говорят белорусские кондитеры, отплатим той же монетой, ограничим ввоз в страну российских сладостей. Но страдают ведь от такого “баловства” в первую очередь потребители и с той, и с другой стороны. По большому счету, для них неважно, российскую или белорусскую “Аленку” купить к чаю. Главное — чтобы продукция была дешевле импортных аналогов и при этом не уступала им в качестве. Вот о чем следует задуматься нашим чиновникам.
Во время недавней прямой линии с гражданами России Владимир Путин отметил, что Россия выступает за ускорение процесса союзного строительства, но считает, что сначала нужно говорить об экономической интеграции. Отмечается также, что главным здесь должен стать переход на единую валюту.
По мнению белорусской стороны, введение единой валюты должно стать завершающим этапом экономической интеграции. Но сначала нужно создать равные условия для субъектов хозяйствования и населения. Чтобы, к примеру, “Газпром”, определяя стоимость газа для Беларуси, не приравнивал ее к странам Балтии.
Порой складывается впечатление, что стороны говорят об одном и том же, но на разных языках. Оттого и сам процесс союзного строительства “буксует”, напоминая больше бег по замкнутому кругу. Как подчеркнул в этой связи Президент Беларуси на недавней встрече с губернатором Ставропольского края Александром Черногоровым, “до сих пор даже на самом высоком уровне нет четкого понимания, что надо делать сегодня, завтра и к чему мы должны прийти”.
Конечно, впечатляют общие показатели взаимной торговли, рост инвестиций, динамика сотрудничества на уровне регионов с реализацией конкретных масштабных проектов. Но этого недостаточно. Ведь с казахстанскими, немецкими или китайскими партнерами у России столь же прекрасные торговые связи и перспективы. И коль скоро речь идет о строительстве Союзного государства, думается, процесс сближения двух славянских государств и братских народов должен иметь в своей основе нечто большее, чем сугубо экономический подход.
И еще один важный момент. Согласно социологическим опросам, большая часть россиян, несмотря на все усилия разношерстных пропагандистов, по-прежнему одобрительно относится к Беларуси, ее Президенту и самой идее Союза. И больше половины  населения без одобрения воспримет исчезновение из магазинов недорогих белорусских продуктов и одежды. Не стоит также забывать, что и для белорусов Россия всегда была самой близкой страной. Поэтому можно предположить, что обе стороны в конце концов придут к разумному компромиссу на основе баланса национально-государственных интересов.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter