Президент требует бесперебойной работы транспортного комплекса даже в условиях внешнего санкционного давления

Движение без остановки

Президент требует бесперебойной работы транспортного комплекса даже в условиях внешнего экономического давления. О чем еще шла речь во время доклада Главе государства заместителя Премьер‑министра Анатолия Сивака и министра транспорта и коммуникаций Алексея Авраменко.

Санкции не повод для остановки транспортной системы. Дорожное строительство важно продолжать как на республиканском, так и на местном уровнях. Все запланированные проекты развития транспортной инфраструктуры необходимо реализовать. Актуальность задачи проработки альтернативных маршрутов поставок белорусских товаров на внешние рынки сомнению не подлежит. Такие ориентиры Президент обозначил перед руководителями транспортной отрасли. Обращаясь к приглашенным во Дворец Независимости должностным лицам, Александр ­Лукашенко подчеркнул:
— Мы транзитная страна… Вы просто обязаны обеспечить нормальное функционирование транспорта.

Открытые дороги

Начиная разговор, Глава государства обратил внимание на то, что первым вопросом ему было предложено заслушать тему «значимости транспортного комплекса в социально-экономическом развитии страны». На это Президент заметил:

— Пожалуйста, не надо о значимости. Я не первый год работаю Президентом и знаю, что такое транспортный комплекс и его значение в социально-экономическом развитии страны. Это вон пресс-секретарю и Администрации Президента расскажете, если они не владеют этим вопросом.

Главное требование на сегодня: транспортный комплекс должен работать без сбоев, невзирая на негативные внешние факторы.

— Меня сегодня волнуют и беспокоят вопросы, которые волнуют вас, — отметил Александр Лукашенко в беседе с вице-премьером и министром.


Прежде всего, по словам Александра Лукашенко, это касается перспектив компании «Белавиа»:

— Эти безумцы начали душить нашу компанию, теперь уже ясно почему. Как там обстоятельства складываются? Ну и в целом как живет наш весь транспортный комплекс?

Президент обратил особое внимание на то, что транспортная отрасль в первом полугодии сформировала почти половину валютной выручки от экспорта услуг. Это около 2,5 млрд долларов:
— Это огромные масштабы, огромная сумма… Я реально смотрю на вещи. Конечно же, может быть какой-то сбой. Но он должен быть кратковременным. И, наверное, должен уже закончиться. Потому что все мы понимали, что они (коллективный Запад. — Прим. ред.) нас в покое не оставят.
Глава государства поинтересовался текущей ситуацией:

— Если есть какие-то проблемы, какие пути вы видите выхода из этого положения?

Вторая важная тема доклада — дорожное строительство. Александр Лукашенко обратился к Анатолию Сиваку:

— Наверное, тебе эта тема ближе, потому что ты всю жизнь строил дороги. Поэтому знаешь все задачи. Мы их формулировали для страны вместе в свое время: начиная от местных дорог и заканчивая строительством новых дорог (республиканского значения. — Прим. ред.). Какие строим? Как будем строить дальше? Как обстоят дела с местными дорогами? Так у нас получится, что Минск соединили со всеми областными центрами, сегодня езжай — не хочу, а там, на местах, нам надо более-менее в нормальном состоянии поддерживать дорожно-транспортную сеть. По крайней мере, до агрогородков мы должны доезжать свободно на автомобиле.

Глава государства также поинтересовался ходом реализации значимых проектов развития транспортной инфраструктуры, в том числе Национального аэропорта. В ходе доклада также была затронута тема альтернативных схем поставок белорусской продукции на внешние рынки.

Санкции и контрмеры

Какие именно проблемы возникли у транспортной отрасли в связи с санкциями, Алексей Авраменко позже рассказал журналистам. Прозвучал вопрос, связанный с авиацией: а не скажутся ли наложенные коллективным Западом ограничения на поставках и эксплуатации новейших самолетов Boeing 737-8 в нашей стране? Первый прибыл в начале апреля, второй ждали в июне, заказано еще три. Однако вот загвоздка: даже уже имеющийся во флоте борт авиакомпания «Белавиа» пока держит на земле. Свои крайние рейсы лайнер совершил в Ларнаку, Киев, Варшаву. В общем, туда, куда наш перевозчик сейчас не летает…

— Определенные проблемы с дальнейшими поставками этих самолетов имеются, их необходимо решать, — прокомментировал Алексей Авраменко. — Однако тема сейчас не очень актуальна в связи с тем, что для начала с этим самолетом мы должны выйти на рынок Российской Федерации. Пока туда на нем мы летать не можем.

По словам министра, этот факт связан с запретом на эксплуатацию данных самолетов в России. Boeing 737-8 еще не прошел сертификацию в этой стране.

— В части других контрактов, например с Embraer, проблем нет, — отметил министр транспорта и коммуникаций.

Готова Беларусь оперативно реагировать и на ограничения перевозок калийных удобрений через Литву, причем уже давно.
— У нас в феврале было подписано соглашение с Российской Федерацией. Мы фактически с февраля на российские порты перевезли около одного миллиона тонн нефтепродуктов. Соответственно у нас есть альтернатива. Это порты Ленинградской области, Мурманска. Эти схемы наработаны, — рассказал Алексей Авраменко. —
Поэтому будем очень оперативно реагировать на изменения либо введение каких-то дополнительных ограничений в части перевозки калийных удобрений.


Еще одна связанная с санкциями проблема. Реконструкция трассы М-3, соединяющей Минск и Витебск, дороги Р-46 от Лепеля до Полоцка, а также магистрали М-7, ведущей к пограничному переходу «Каменный Лог» на белорусско-литовской границе, должна была осуществляться за счет кредитных средств европейских банков. Однако нынче наши транспортники вынуждены искать новые источники финансирования. Один из возможных кредиторов — Китай. Вопрос уже проработан. Подходы во время доклада, по словам Алексея Авраменко, были согласованы и с Главой государства. Одно только но: сроки реализации проектов будут сдвинуты.

Прочие дороги реконструируются по графику. Те, которые модернизируются за счет республиканского и местного бюджетов, а также за заемные средства Банка развития:

— Речь, в частности, о направлении Минск — Смолевичи. В этом году заканчиваем участок Р-23 от Слуцка до Солигорска, а также дорогу Р-16 у границы с Польшей. Эти проекты, как и текущие ремонты, реализуются. Проблем никаких нет.

По словам министра, Глава государства также поставил задачу привести в надлежащее состояние не менее тысячи километров местных дорог.

Анатолий Сивак и Алексей Авраменко.

Маршрут построен

Министр транспорта и коммуникаций также доложил Главе государства о работе такси. Александр Лукашенко одобрил подходы Министерства транспорта и коммуникаций к изменениям в отрасли автомобильных перевозок пассажиров. Минтранс, напомним, ранее подготовил соответствующий проект указа. В частности, документом предполагается ввести регистрационные карты транспортного средства, карты допуска водителя, диспетчера автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и диспетчера такси. Это позволит упорядочить работу в данном секторе, считают в ведомстве.

— Мы фактически идем по пути Российской Федерации. Они практикуют примерно аналогичные подходы к работе такси. Сегодня рынок до конца не урегулирован с точки зрения наличия транспортных средств, компаний, которые работают. Подразумевается все это делать в электронном виде. То есть будет электронная база с водителями, транспортными средствами, — отметил Алексей Авраменко.

фото александра кулевского.

В первую очередь это делается, чтобы обеспечить безопасность перевозок, подчеркнул министр:

— Это нелицензируемый вид деятельности. Если водитель хочет работать, у него должна быть заведена карточка учета, где будут фиксироваться все нарушения, прохождение технического осмотра транспортного средства, соответствие транспортного средства. Тем самым не будем допускать к перевозкам неопытных водителей.

kryat@sb.by


deu@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter