Две стороны одной медали

Чем ближе Олимпиада в Лондоне, тем более пристальное внимание «СБ» будет обращать на подготовку к Играм...

Чем ближе Олимпиада в Лондоне, тем более пристальное внимание «СБ» будет обращать на подготовку к Играм. Причем не просто следить за выступлением спортсменов, но и давать слово тем, кто стоит за их результатами.


За спиной рекордов всегда остается не заметный обывателю труд. Спорт давно стал индустрией, и за каждым олимпийцем стоят целая вспомогательная команда и, конечно, деньги. От слаженной работы каждого зависит общий результат. От с умом потраченных финансов он зависит не менее. Уходящий год принес нам немало медалей, наградив вместе с ними и надеждами, что в Лондоне мы не будем статистами и вложенные в белорусский спорт немалые средства себя окупят с лихвой.


Проанализировав ситуацию и попытавшись заглянуть за кулисы побед, пришлось наткнуться на невеселую тенденцию: многие наши чемпионы высказывали недовольство, сетуя то на нехватку денег, то на нерешенные проблемы. Об этом говорилось в материале «СБ» за 16.11.2011 «Темная сторона медали». В нем была представлена лишь одна точка зрения — спортсменов. В Министерстве спорта видят ситуацию в несколько иной плоскости. Правда, как водится, где–то посередине. Для того чтобы ее узнать, и был организован «круглый стол», за которым встретились корреспондент «СБ» и государственные тренеры, которые болеют за результат не менее, а иногда и более самих спортсменов. Надеемся, что такие встречи станут традиционными и позволят смотреть на события объективно, навсегда избавив нас от темной стороны медали.


Наш вопрос: Золотой финиш Александры Герасимени на чемпионате мира по плаванию в Шанхае стал настоящей сенсацией. Саше покорилась самая престижная из дистанций — 100 метров вольным стилем, и она наконец поднялась на высшую ступень пьедестала, стала самой быстрой в мире. Дома Герасименя была принята с почестями. Саша говорила, что россияне ей настойчиво предлагали сменить гражданство, сулили квартиру, машину, призовые, но она отказалась. И просила найти деньги на лечение спины, которая очень беспокоит. Услуги немецкого специалиста стоят немало — 1,5 тысячи евро в день. При этом ежегодно нужно проходить как минимум 2 курса лечения по 5 дней. На какой стадии находится решение этой проблемы?


Отвечает Татьяна Параховская, государственный тренер по плаванию:


— Деньги найдены, их выделил НОК по Минску. В сентябре немецкий доктор, который работает со многими известными спортсменами, а потому имеет очень плотный график, готов был Герасименю принять, но на тот момент финансовый вопрос еще не был решен. Сегодня Саша начала подготовку к Олимпийским играм. На этой стадии она тренируется в щадящем режиме и спина ее пока не беспокоит. Но с доктором Саша держит связь, они согласовывают время, удобное для обеих сторон. У Герасимени тоже плотный график тренировок: сейчас она готовится к чемпионату Европы на короткой воде, после чего улетит в Америку, где пройдут матчевые соревнования Европа — Америка. Но в январе–феврале есть форточка, и, вероятно, именно в один из этих месяцев Саша отправится к немецкому специалисту. Что касается Игр в Лондоне, то к ним Саша будет готовиться по индивидуальной программе, ее личный тренер Елена Климова написала план подготовки. Он включает в себя в том числе и три сбора в горах во Франции.


Наш вопрос: В тяжелой атлетике давно неспокойно. «Смуту» главным образом вносит Андрей Арямнов, который не поехал на недавний чемпионат мира и отказывается работать под руководством главного тренера Александра Гончарова. Анастасия Новикова после победы на первенстве планеты сказала, что с некоторыми претензиями Арямнова она согласна и проблемы в команде есть. Как здесь обстоят дела?


Отвечает Михаил Захаренко, государственный тренер по тяжелой атлетике:


— Весь этот конфликт между Андреем Арямновым и Александром Гончаровым во многом надуманный. Гончаров не вмешивается в подготовку Арямнова. Андрей тренируется у своего личного наставника Михаила Соладаря. Никаких серьезных оснований под высказываниями Арямнова в адрес Гончарова я не вижу. Андрей собирается участвовать в Олимпийских играх, но в этом вопросе все зависит только от него. А именно от результатов, которые Арямнов сможет показать. Ему предоставлен полный карт–бланш: он может тренироваться и с национальной сборной, и по индивидуальной программе, как пожелает. Сперва спортсмен выразил желание готовиться в Борисове, сейчас захотел переехать в Бобруйск. Мы пойдем ему на встречу и в этом вопросе. В конце мая — начале июня пройдет чемпионат страны и в зависимости от показанных там результатов определится выездной состав на Олимпиаду. Арямнов заявлял, что ему нужен тренажер для спины. Если честно, мы уже устали эти тренажеры ему привозить. В свое время, когда проблема была им только поднята, тренажеры были установлены в Стайках. Он на них два часа потренировался и сказал: «Нет, это не то». Потом собирались вместе со специалистами федерации и решили: пусть Андрей конкретно скажет, какой тренажер ему нужен, и он будет приобретен. Но пока четкого ответа на этот вопрос мы не получили. Арямнов очень талантливый спортсмен, и мы в него по-прежнему верим. Думаю, ему достаточно будет месяцев трех–четырех, чтобы привести себя в хорошую форму.


Наш вопрос: Надежда Остапчук в нынешнем сезоне, как всегда, шагала победной поступью. Ее ядро летело далеко, и Надежда выигрывала этапы «Бриллиантовой лиги», стала второй на мировом первенстве. «У меня больное колено, нужны деньги на лечение, — сказала она в одном из своих последних интервью. — Но ходить с протянутой рукой и просить деньги у меня нет времени. На тренировках я поднимаю штангу, которую поднимал еще мой тренер 40 лет назад в зале сорокалетней постройки. Помосты разобраны и разбиты. Тренажеры просто допотопные. Летом на базе в Раубичах были серьезные проблемы с питанием». А между тем Остапчук, по ее словам, настойчиво предлагают сменить гражданство. Прямо крик о помощи.


Отвечает Александр Трощило, государственный тренер по легкой атлетике:


— Если говорить о смене спортивного гражданства, то это сложная процедура и тут целый ряд условий, основным из которых является так называемый карантин. Спортсмен, который решил выступать за другую страну, в обязательном порядке должен его выдержать. Иными словами, с момента его последнего выступления за прежнюю страну должно пройти не менее трех лет. Думаю, что такая перспектива на карьере Надежды Остапчук скажется далеко не лучшим образом. К тому же я полагаю, что далеко не все спортсмены за рубежом имеют такие условия для подготовки, которые мы создали для Надежды здесь. Мы всегда шли навстречу ее пожеланиям. Перед Играми в Пекине они с тренером заявили, что желают готовиться на спортивной базе в Уручье, в легкоатлетическом манеже. Пожалуйста! Место там хорошее, живут они рядом. Есть бассейн, сауна, медико–восстановительный центр. Спросили только: «Что вам нужно, чтобы вести подготовку?» Александр Николаевич (Ефимов, личный тренер Остапчук. — Прим. авт.) ответил: «Четыре специальных тренажера, штанга». Закупили, установили. Да, база там сегодня действительно в очень плохом состоянии, там разбитые помосты, идет ремонт и реконструкция легкоатлетического манежа. В связи с такой ситуацией Александр Ефимов попросил, чтобы с мая по август им предоставили возможность тренироваться в Раубичах. Попросил установить круг для толкания ядра. Сделали. Не раз у него спрашивали: что еще нужно, чем помочь? Отвечал: «Все хорошо, нам ничего не надо». В связи с резким подорожанием продуктов питания Министерство спорта обратилось в Минфин с просьбой увеличить расходы на питание спортсменов. Рассмотрение и согласование этого вопроса заняло какое–то время, но сегодня можно сказать определенно, что ставки на питание значительно возрастут. Причем с поэтапным дальнейшим увеличением. Информация же о травме колена для нас, честно сказать, стала откровением. Для того чтобы начать лечение, нужно сначала прийти к доктору. К нашим врачам Остапчук не обращалась, и никаких жалоб на колено мы от нее никогда не слышали. Если бы она поставила нас в известность и если бы доктора дали необходимое заключение, не сомневаюсь, что деньги нашлись бы. Группе Ефимова обеспечена вся подготовка по всем компонентам. Олег Леонидович Качан дал четкую установку, чтобы никаких препятствий для выезда за рубеж с целью подготовки у олимпийцев не возникало. На любую базу, пожалуйста. Приди и скажи: здесь нас не устраивает то и это, нужно это и то. Все постараемся сделать. Хотя у нас в стране есть три великолепные базы, где для полноценной подготовки есть все: в Бресте, Могилеве и Гомеле.


Наш вопрос: Екатерина Карстен принесла Беларуси столько спортивной славы, что вполне заслужила себе памятник — женщину с веслом пора отливать. На уровне она гребла и в нынешнем сезоне. Однако после первенства мира, на котором Карстен завоевала «серебро», она сказала: «Осталась без спарринга и врача. Мы говорили о своих проблемах в августе, до чемпионата мира. Говорили после чемпионата. В руководстве нам только обещают: «Все для тебя сделаем!» Однако все остается по–прежнему. Ничего не сделано. Пошел последний год перед Олимпийскими играми. Хочется спокойно готовиться и сконцентрироваться на результате, а не отвлекаться на проблемы».


Отвечает Тамара Дулуп, государственный тренер по гребле академической:


— Практика, когда с Катей в Германии тренируются наши девчата и работает наш доктор, помогая ей в подготовке, существует довольно давно. Проблема возникла только сейчас и не по нашей вине. Случилось это после того, как сменилось руководство земли в Германии, на которой тренируется Карстен. Из года в год наши девушки, которые выступали в качестве Катиных спарринг–партнеров в Германии, получали вид на жительство и спокойно тренировались. Но тут новое начальство вдруг решило, что их якобы каким–то образом водят за нос. Вид на жительство у девушек закончился, им пришлось вернуться в Беларусь. Все это время над открытием новых виз мы активно работаем, но дело это непростое. Все документы, которые от нас требовались для открытия новой визы, мы подготовили и все запросы куда надо отправили. Держим ситуацию на контроле и пытаемся ускорить ее решение. Мы готовы отправить спарринг–партнерш в Германию хоть завтра, но немецкая сторона пока не дала «добро». Катя недавно была в Минске, мы с ней в личном контакте все вопросы решили. В том числе и с лодкой. Мы заказали для нее новую лодку именно под лондонский олимпийский канал, потому что там своеобразная погода, своеобразный ветер и все эти факторы необходимо учесть, здесь мелочей не бывает. Замечу, Катя — стойкий и терпеливый боец, она никогда не ноет, а упорно трудится изо дня в день. И поэтому тоже она так долго является бесспорным лидером мирового спорта.


Наш вопрос: Ольга Панарина и Татьяна Шаракова стали чемпионками мира по велоспорту — браво! Но послушаем Ольгу: «Приходится выживать и думать о том, чего можно было бы достичь, если бы все наши жалобы услышали и учли. Есть трек — отлично. Но, кроме него, нужно... всё!» Основная претензия: нет современных велосипедов.


Отвечает Анатолий Миклашевич, государственный тренер по велоспорту:


— Перед чемпионатом мира было куплено 5 велосипедов той марки и модели, которые указали тренерский штаб и сами спортсменки. На этих велосипедах и Панарина, и Шаракова стали чемпионками мира. Думаю, на плохих такого результата не достигнешь. Также приобретаются запчасти, автомобиль для национальной команды. Панарина, к слову, в нынешнем году получила квартиру, а выиграет Олимпиаду — получит и 150 тысяч долларов призовых, заработает президентскую стипендию. Все насущные вопросы национальной команды пытаемся решать конструктивно и в срок.


Во время разговора, который получился достаточно откровенным, гостренеры неоднократно повторяли, что спортсмены редко представляют, какие проблемы ежедневно приходится решать специалистам (целой команде), которые ищут и находят спортивное оборудование, договариваются с врачами, оформляют визы, покупают билеты, заказывают транспорт, бронируют гостиницы, ходят по инстанциям — короче, обеспечивают всем необходимым. «Зачем спортсменов лишним нагружать? Мы их тщательно оберегаем от ненужных стрессов», — говорили гостренеры. Возможно, это правильно. Однако образовавшийся информационный вакуум периодически заполняется слухами, сплетнями и откровенными спекуляциями. Для того, чтобы этого не происходило и нужны такие встречи.


Редакция «СБ» выражает искреннюю признательность председателю Директората национальных сборных команд по видам спорта Андрею Фомочкину, а также пресс-секретарю Минспорта Владимиру Нестеровичу за помощь в организации «круглого стола».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter