Две схожих судьбы — два разных взгляда

С   помощью   социальных   работников   парень   из   Бобруйска   надеется   найти   родных   братьев   и   сестер,   а   вот   его   сверстница   строчит   необоснованные   жалобы…

С   помощью   социальных   работников   парень   из   Бобруйска   надеется   найти   родных   братьев   и   сестер,   а   вот   его   сверстница   строчит   необоснованные   жалобы…

Судьба  маленького Алеши была уже предопределена с первых часов его жизни: дом грудного ребенка, школа-интернат, профтехучилище… К моменту его появления на свет   мать   была лишена родительских прав на всех своих четверых детей. Оставила она и этого, пятого по счету,  малыша в роддоме. Алешка  повторил путь  своих старших братьев и сестер, только с единственной разницей: он так никогда и не увидел  женщину, подарившую ему жизнь и не захотевшую принимать участия в его судьбе. 

…Алеша Бытовский бесхитростно рассказывает о себе. Не очень охотно вспоминает свое детдомовское детство, но в его глазах загорается живой огонек, когда начинает рассказывать о своем теперешнем житье-бытье.  Он искренне благодарен всем, кто протянул ему руку помощи и поддержки, когда он  после  окончания профтехучилища приехал в Бобруйск: заместителю главы администрации Первомайского района города Михаилу Желудову, главному специалисту отдела по труду и социальной защите горисполкома Наталье Цукановой, директору  завода «Бобруйсксельмаш» Александру Расину... Завод, где он  работает слесарем, выделил ему комнату в общежитии. С помощью добрых людей паренек уже обустроил свой быт: есть мебель, купил холодильник и  телевизор. На подъемные от профтехучилища Алеша купил одежду, через год-два должен получить по льготной очереди  социальное жилье. Зарплата у него, по меркам города, неплохая — около  миллиона рублей в месяц выходит. Алеша уверенно шагает по самостоятельной жизненной дороге, потому что сам принимает активное участие в собственной судьбе, не ждет, что его проблемы будет и дальше решать государство. А еще потому, что знает: он не одинок, с любой своей проблемой, любым вопросом он может обратиться к  окружающим его людям – на заводе, в общежитии, к Наталье Цукановой. 

Свое первое рабочее место он получил по броне в городском центре занятости, которая законодательно установлена для тех лиц, кто не может на равных конкурировать на рынке труда. Правда, дети-сироты и дети из опекунских семей в этот перечень включены только с 1 июля нынешнего года, со вступлением в силу Закона «О занятости населения» с дополнениями и изменениями. Но, как рассказала директор центра занятости Наталья Казакова, на решение проблем жизнеустройства детей-сирот (куда включается и их адаптация, предоставление им работы и  жилья, психологическая и юридическая помощь и т.д.) местная власть обратила внимание еще около трех лет тому назад.  Председатель Бобруйского горисполкома Михаил Бондаренко лично держит на контроле эту проблему и на заседаниях исполкома регулярно заслушивает отчеты о ходе ее реализации. 

Центры социального обслуживания населения города (их в Бобруйске два) ведут учет этой категории детей, сформирован банк данных на 120 детей-сирот и детей из опекунских семей. Есть и еще одно хорошее начинание у бобруйчан: сотрудники центров каждому детдомовцу сразу по приезде в город вручают специально разработанные информационные памятки «Что ждет тебя за стенами школы-интерната? К кому обратиться, если возникли проблемы?»,  «Твои права», «Учреждения и лица, которые тебе помогут», «Телефоны доверия – психолог, врач, юрист» и т.д. В городе сложилась такая практика: выпускники профтехучилищ и техникумов направляются на работу  только на стабильно работающие предприятия – шинный комбинат, машиностроительный завод, завод тракторных деталей, завод сельхозмашин… И ни одного случая отказа  руководителей этих организаций  в трудоустройстве, выделении места в общежитии или закреплении наставника  за новичком не было. В этом году  два человека уже справили новоселье в  собственных квартирах,   и строительство  социального жилья, как заверили нас в горисполкоме, продолжается.  

Не секрет, что с обеспеченностью работой и жильем бывшего воспитанника детского дома проблемы не заканчиваются ни у самого детдомовца, ни у тех, кто призван по долгу службы от имени государства заниматься их решением. Психология  и мышление большинства ребят, с рождения не живших в нормальной семье, не знакомых с  ее укладом и правилами жизнеустройства в целом, за которых всегда в стенах детдома принимались решения, формируется, мягко говоря, не самым лучшим образом. Неприспособленность к жизни, неумение решать элементарные бытовые вопросы, отсутствие желания работать и учиться — с этим негативным «багажом» социального иждивенчества, приобретенным не по вине лишенного детства ребенка,  специалистам  приходится сталкиваться ежедневно. 

Вот и моя командировка в Бобруйск была вовсе не случайной: сразу в несколько высоких инстанций поступило тревожное письмо. В городе якобы обижают сироту Н.: власти не хотят помочь с высокооплачиваемой работой, не хотят сделать ремонт в ее квартире, долги за коммуналку не из чего заплатить и т.д. Не буду подробно рассказывать обо всех перипетиях этой истории, только отмечу, что городские власти, в том числе  службы  социальной защиты – центр занятости  населения, отдел по труду и соцзащите, центр соцобслуживания населения, оказались на высоте. Все было сделано и по закону, и по совести. Единственное, с чем не удалось справиться, — с непомерными амбициями и требованиями двадцатилетней девушки. Хотя у нее нет образования (только справка об окончании 8 классов вспомогательной школы-интерната), нет специальности, тем не менее ей была предоставлена  работа на заводе в счет брони,  задолженность по коммунальным платежам помог ликвидировать горисполком, но она пишет письма-жалобы во все инстанции:  уберите мусор из моей собственной квартиры, сделайте ее ремонт за счет государства, дайте работу с зарплатой не ниже 500 тысяч рублей (поясним: с ее клиническим диагнозом ей показан только неквалифицированный труд) и т.д.  В ответ на вопрос: «Твои друзья,  старшие сестры разве не могут помочь тебе с уборкой мусора из квартиры, мелким ремонтом?» — услышали: «Я свои права знаю,  государство мне обязано все это сделать». 

Сразу невольно вспомнился Алексей, и я подумала: два человека со схожей судьбой, одинакового возраста — и два совсем разных взгляда на жизнь и подходы к ней… 

А прощаясь со мной, Алексей Бытовский рассказал о своей мечте —  встретиться со своими старшими братьями и сестрами. С помощью Натальи Михайловны он уже разыскал одну из сестер,  встречался с ней, удалось найти и адрес брата, живущего в России. Письмо из Бобруйска  отправилось в дорогу. Алеша, самый младший из всей семьи и никогда не видевший своих родных, не теряет надежды на встречу. И я уверена, что эта встреча обязательно состоится, а за праздничным столом будут и те, кто протянул Алексею руку помощи и поддержки. Не по долгу службы, а по велению и щедрости сердца. 

Удачи тебе, Алексей!                                                     

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter