Двадцать лет спустя...

Универмаг в Столине продолжает быть одним из самых передовых в системе потребкооперации

Двадцать лет спустя после новоселья универмаг в Столине продолжает быть одним из самых передовых и образцовых в системе потребкооперации

В 1989 году коллектив универмага в Столине перешел работать в новое просторное здание. Событие стали считать днем рождения торгового предприятия. К 20-летнему юбилею его работники подготовили солидный подарок – среди районных универмагов республиканской системы потребкооперации по итогам предыдущего года заняли первое место по объему товарооборота, который здесь порой за месяц превышал в денежном выражении 600 миллионов рублей. По этому и многим другим показателям столинцы продолжают лидировать и в нынешнем году. За минувший август темп роста продаж непродовольственной группы товаров составил в сопоставимых ценах 112 %, что в денежном выражении превысило 630 миллионов рублей. Нет сомнений у коллектива в том, что перевыполнит он нынче и годовое задание.

Прочное благосостояние крупнейшего в регионе торгового объекта связывают с положительной динамикой демографической ситуации на Столинщине, где рождаемость превышает смертность, и самодостаточностью местного населения, среди которого предпринимательство получило, как нигде в республике, высокое развитие. Это действительно так, но есть и другие более логичные объяснения того, почему на фоне своих районных собратьев (многие из них после развала мощной торговой системы бывшего СССР так и не вернули свои лидирующие позиции в регионах, а некоторые вообще прекратили существование) столинский универмаг выглядит бойким и доходным домом торговли. Чтобы разобраться в них, давайте сюда заглянем.

Здесь все не так, как у других. Прямо с первого этажа выход через небольшое кафе на летнюю площадку с прекрасным видом на центральную часть города. На ступеньках, ведущих на второй этаж, следы босых ног и информация о ценовых скидках для тех, кому срочно нужно обуться. Почти за каждым рабочим местом продавцов — компьютеры. В обувном отделе, например, весь поступающий товар выложен на глазах у посетителей по центру большой торговой площади, что, оказывается, активизирует их покупательную способность, так как срабатывает принцип базара, где любую вещь можно взять в руки. На прилавках с посудой стоит керамика с нанесенными рисунками видов Столина. И везде многочисленные покупатели, не дающие скучать работникам прилавка, которых здесь, кстати, называют продавцами-консультантами, что обязывает их всегда давать исчерпывающую информацию о товаре.

Это лежащие на поверхности внешние атрибуты жизнестойкости универмага. О внутренних рычагах торговли рассказала его директор Ирина Вербицкая. Как и везде, здесь ставку делают на современные и уже опробованные торговые технологии, основанные на компьютеризации самых трудоемких и сложных процессов. Маркировка товаров, учет их движения, анализ покупательского спроса, автоматическое предоставление скидок самым выгодным покупателям, контроль за результатами кредитной тактики продажи и платежеспособностью партнеров – все это быстро и безошибочно делает замкнутая компьютерная система, управлял которой на момент посещения универмага фактически один человек — оператор Татьяна Литвинчук, знающая бухгалтерский учет и законы товародвижения. В ее рабочем кабинете на экране компьютера можно найти ответ на вопрос о наличии любого товара в магазине. Уникальный специалист, анализируя сроки его реализации в зависимости от сезона и экономической ситуации, выдает рекомендации по формированию товаропотока. Например, в середине лета пошла в гору продажа ювелирных изделий. Значит, у столинцев появились деньги, вырученные за выращенные огурцы и другие тепличные овощи, поэтому срочно нужно внести разнообразие в ассортимент ювелирного отдела. А вот определенная партия хозтоваров в магазине подзадержалась, значит, продавцам отдела не мешало бы переложить ее образцы на более видное и выгодное место, обратить на них внимание покупателей устной рекламой. Подобными рекомендациями как руководством к действию может на свое усмотрение воспользоваться даже рядовой продавец и отправиться, например, в служебную командировку.

— Да, наши продавцы нередко выезжают за пределы района и области для того чтобы поучиться чему-нибудь у своих коллег, инициировать заключение выгодного договора о поставке перспективной партии товара, — рассказывает Ирина Александровна. – В это время за прилавком командированных охотно подменяют коллеги, зная, что результаты такой поездки положительно скажутся в ближайшее время на их зарплате. А она у нас в среднем в отдельных отделах превышает миллион рублей.

Чтобы показать, откуда берется такой миллион, она ставит в пример обувной отдел, где вместе с заведующей работают три женщины. В среднем ежемесячный товарооборот в последнее время здесь выше ста миллионов рублей. По условиям контракта на зарплату от него отчисляется три процента. Вот и получается, что благодаря премиальным добавкам и различным доплатам все продавцы на этом участке работы постоянно ходят в миллионерах. Пошли дела на лад в одном из самых трудных отделов, где продаются ткани, трикотаж и постельные принадлежности. Появившиеся здесь в марте новые молодые продавцы-консультанты Ирина Васильевна Ляшук и Лилия Анатольевна Богнат внесли в работу элементы поиска и творческого азарта. По сравнению с прошлым годом всего за несколько месяцев товарооборот отдела увеличился на 60 %, и девчата не собираются останавливаться на достигнутом, инициируя и дальше расширение круга поставщиков и укрепляя плодотворные контакты с покупателями. Активно помогают универмагу в этом опытные товароведы филиала «Горкоопторг» Столинского райпо, в систему которого он входит, Полина Ивановна Мельник и Людмила Николаевна Синютич. Плодотворно складывается сотрудничество с еще одним предприятием потребобщества — ЧУП «Столиноптторг».

Результаты достижения новых рубежей подсказывают руководству универмага пути поиска еще не использованных резервов самого разного плана. Внедрение некоторых из них здесь доведено до автоматизма. Например, без участия продавцов компьютерная система делает скидки покупателю в зависимости от того, сколько денег он собирается оставить в магазине. Если покупка совершается в диапазоне от 350 000 до 700 000 рублей, то чек выбивается со скидкой, составляющей один процент, от 700 000 до миллиона – полтора процента, свыше этой суммы – два процента. Систему скидок эффективно используют тут при проведении акций, организованных совместно с производителями. Хорошей популярностью у столинцев пользуется продажа обуви под девизом «Последняя пара». Залежавшиеся туфли и ботинки в единственном экземпляре при уценке, в которую входит скидка продавца и производителя, сразу же находят своего покупателя.

Словом, задачу привлечения как можно большего числа клиентов здесь дружно решают коллективом с использованием самых разнообразных возможностей. Конечно, основная нагрузка при этом лежит на руководстве. Но тяжелой ношей для Ирины Александровны и ее единомышленников не становится, потому что все здесь стараются делать как бы играючи, каждодневно думая о том, чем бы еще завтра приятно удивить своих покупателей. «Вместе с товаром мы стараемся дать людям как можно больше попутных услуг, полезной информации о работе универмага, приятных минут общения с продавцами, постоянно стремимся совершенствовать то, что уже отработано годами, — делится секретами столинской технологии директор универмага, — и результат не заставляет себя долго ждать. Например, в своем кафе запретили продажу спиртного в разлив, реализацию дешевых плодово-ягодных вин, курение на открытой площадке — и вопреки опасениям денежная отдача здесь возросла. Ежемесячный товарооборот поднялся в среднем с двадцати пяти тысяч рублей до тридцати».

Эксперименты очень выгодно работают на престиж столинского универмага. Например, во время областных «Дожинок», состоявшихся в Столине, здесь удачно использовали его местонахождение и широкие каменные поручни входных ступенек превратили в подиум, на котором образцы предлагаемой одежды демонстрировали элегантные продавщицы, оказавшиеся в эпицентре праздника. А 8 Марта однажды первых посетителей угощали шампанским и целый день раздавали у входа покупателям желтые бантики, которые те должны были вручить самым обходительным и обаятельным продавщицам. Более двух тысяч таких бантов были розданы примерно поровну. А победительницей в этом соревновании за симпатии покупателей стала опытный продавец Мария Иосифовна Рокало.

Кроме предоставления традиционных услуг по подгонке одежды, оверловке ковров и оформлению подарков, в Столине создали свою прокатную службу, в арсенале которой несколько автомобилей и мотоциклов на электроходу для малышей. Многие папы и мамы теперь приводят их сюда ежедневно. Вдоволь накатавшись по площади у здания универмага, дети при возвращении транспорта обращают внимание и на товары отдела детских игрушек и принадлежностей. А отказать им в покупках многие родители просто не в состоянии.

Организация подобных услуг пополняет доходы универмага и позволяет создавать новые рабочие места не только внутри своего коллектива. По договоренности с местным обществом инвалидов, в котором много талантливых художников, некоторые партии товаров украшаются ими пейзажами райцентра и его окрестностей так, что обыкновенный чайный сервис превращается в оригинальный сувенир с полесской изюминкой.

С опытом столинцев недавно ознакомились коллеги из других районов, приехавшие на состоявшийся здесь конкурс молодых продавцов. Кое-чему работники столинского универмага поучились в ходе его проведения и у гостей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter