О добровольном медицинском страховании

Два полюса медполиса

Резкий скачок интереса к добровольному медицинскому страхованию случился в последнее время. В прошлом году обладателями таких полисов стали почти 208 тысяч человек. Вроде бы в пропорции ко всему населению и не так много, но ведь совсем недавно мы еле дотягивали и до тысячи! Нынешний всплеск во многом связан с тем, что сама система здравоохранения разворачивается навстречу этому виду страхования, средства от которого становятся для нее финансовой подпиткой. Однако без болезней роста не обошлось. Сегодня страховым компаниям пока проще работать с коммерческими, нежели с государственными лечебными учреждениями. Приходится преодолевать и предвзятое отношение, бытующее у нас в отношении ДСМР — добровольного страхования медицинских расходов.

 

Миф № 1. Страховщики жируют на услугах по добровольному медицинскому страхованию

«На самом деле для финансового результата это не очень интересный продукт, — обескураживает Анатолий Сергеев, директор минского представительства страховой компании «ТАСК». — Надо понять, что это рисковый вид страхования, социально направленный. Мы получаем определенную сумму, но ее нужно заложить в резервы. Условно говоря, полис стоит 1 млн., а его покрытие — 30 млн. Выплаты по ним идут очень высокие. Прибавьте расходы на ассистанс, т.е. сопровождение — штат врачей, которые круглосуточно, семь дней в неделю готовы ответить на звонок, направить к нужному специалисту и др. При неблагоприятном раскладе можно выйти в ноль, а то и вовсе оказаться в минусе».

Услуги по добровольному медицинскому страхованию в нашей стране оказывают 12 страховых компаний. И за прошлый год на 208 тысяч застрахованных лиц была сделана почти... 331 тысяча выплат. О гигантских заработках речь? Педалирует развитие ДСМР прежде всего государство, а координируют работу Министерство финансов и Минздрав. Цель — и привлечь средства в систему здравоохранения, и дать дополнительные социальные бонусы работникам. Ведь в большинстве случаев медстраховки обеспечивают сотрудникам именно организации, преподнося их в качестве «плюшек» к соцпакету. Причем для стимулирования активности предприятий в этом направлении государство дает возможность выплачивать страховые взносы не из прибыли, а из расходной части. Частным образом — для себя или в подарок — медстраховки покупают около 10% клиентов...

Миф № 2. Заплатив за страховку, можно посещать врача сколько угодно, чтобы «отбить» расходы

Мол, если сумма покрытия — 5 тысяч долларов, то я могу и нос подправить, и грудь увеличить. Или, скажем, пройти всех специалистов для получения водительской справки.

Но полис — не абонемент на посещение лечебных учреждений, предостерегает начальник отдела личного страхования компании Татьяна Саврасова: «Для обращения должен наступить страховой случай, возникнуть какая–то проблема со здоровьем — температура, ОРЗ, боль в животе или, скажем, укус клеща и т.д. Проблема озвучивается по телефону — и наши доктора, которые заняты на обслуживании договоров, решают, какой специалист нужен, куда лучше направить пациента, исходя из его программы страхования. Ведь она может распространяться только на амбулаторно–поликлиническую или стационарную помощь, а может охватывать и весь спектр, включая стоматологию». Главная задача — отправить к лучшему доктору, не только организовать медуслугу, но и обеспечить комфорт. Нельзя просто отослать клиента куда–то в очередь. Надо сделать так, чтобы, когда он подошел к кабинету, врач его уже ждал.

Миф № 3. Пациенты с полисами, расталкивая локтями очереди в поликлиниках, создают дополнительную нагрузку на и так занятых медиков

«Если так происходит, значит, в данном лечебном учреждении было неправильно организовано обслуживание. В идеале пациенты не должны пересекаться у двери врача. Безусловно, мы ориентируемся на поддержку госмедицины, у нас есть договоры на обслуживание клиентов во многих государственных лечебных учреждениях, но то, что они на сегодня порой проигрывают частным медцентрам, — это факт. Примером безупречной организации работы со страховой компанией может служить Республиканский клинический медицинский центр Управления делами Президента», — очерчивает реалии Татьяна Саврасова. Пока госмедицина учится вписывать в свою систему работу по полисам ДСМР, частники уже поняли все выгоды и начали борьбу за клиента. Например, в одном из медцентров создан целый отдел для обслуживания таких пациентов. Им теперь не надо идти в регистратуру, самим искать нужный кабинет и т.д. — их встречают на входе и отводят к доктору. Для сравнения: одна поликлиника ведет прием застрахованных через платный кабинет. Туда направляют клиента, и он... натыкается на закрытую дверь, потому что сама поликлиника работает до 20.00, а этот кабинет — только до 17.00.

Отдельная тема — расценки на услуги, область, в которой вроде бы госмедицина может и должна конкурировать. Однако страховщики признают: не всегда работать с ней выгоднее. «Например, в одном из областных государственных медцентров стоимость диагностических услуг выше, чем в раскрученном коммерческом центре в Минске», — делится наблюдениями заместитель начальника отдела компании Виктория Клименко. Хотя, конечно, более плотная работа с госмедициной могла бы снизить расходы страховых компаний. Однако и частники уже приходят к тому, что задирать цены — себе дороже, лучше принять больше людей...

И все же дело движется. Страховщики не скрывают, что, если еще год назад с некоторыми государственными медицинскими учреждениями было вообще невозможно договориться об обслуживании по полисам (от главврача звучало исключительно «нам это не надо!»), то сейчас добровольному медицинскому страхованию дали зеленый свет. Минздрав отслеживает, как лечебные учреждения развивают это направление, насколько стремятся зарабатывать. И здесь по–прежнему многое зависит от заинтересованности руководителя медицинского учреждения. Если она есть — будет и куратор, и выделенный кабинет, телефонный номер, компьютер. На пользу делу и ряд недавно принятых решений. Например, больничный лист застрахованное лицо теперь может открыть в любом госучреждении, в которое его направит страховая компания, а не только по месту жительства. А еще в расписании работы аппаратов, скажем, УЗИ должны быть предусмотрены «окошки», в которые можно было бы принять пациента с полисом. По сути, сейчас идет настройка всего организма медицинского страхования, притирка, в которой заинтересованы обе стороны.

Взгляд с другой стороны

10-124559294 (Копировать).jpg

По словам председателя комитета по здравоохранению Мингорисполкома Игоря Юркевича, на добровольное медицинское страхование в Минске в 2014 году стали тратить почти в 2 раза больше средств, чем раньше. ДСМР признано перспективным направлением развития платных услуг в здравоохранении, которых, кстати, за год оказали на 394 млрд. рублей. Например, 10–я минская поликлиника, работавшая с пятью страховыми компаниями, заработала 130 млн. рублей. Очень популярна у страховщиков и поликлиника НАН Беларуси, она одной из первых наладила контакты и сейчас работает с 10 компаниями. «Для части из них мы являемся базовым лечебным учреждением, — объясняет детали главный врач Светлана Шарко. — У нас определен куратор — лицо, ответственное за взаимодействие со страховыми компаниями, и у него несколько помощников. Время визита согласовывается с регистратурой. Надо отдать должное страховым компаниям — они обеспечивают нас стандартными амбулаторными картами, на которых обозначено их название. В карту вкладывается гарантийное письмо, ее относят доктору — и он видит, какой пациент придет. Отдельного кабинета для приема по полисам у нас нет, но и очередей тоже, ведь назначается конкретное время приема. Конечно, если перед этим к врачу зашел пациент со сложным случаем, требующим времени, возможно, придется немного подождать. Но врачи сами заинтересованы в приеме обладателей полисов и могут принять даже сверхурочно, зная, что получат надбавку». Ежедневно тут принимают от 30 до 50 застрахованных пациентов, и поток увеличивается. Вырученные средства идут на развитие поликлиники и повышение зарплат ее сотрудникам. Так что за развитие ДСМР медики двумя руками.

vasilishina@sb.by

Советская Белоруссия № 86 (24716). Понедельник, 11 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter