Дворец -- под туробъект, баню -- в магазин. Как на Витебщине пускают в дело заброшенные здания

Душа болит, регламент плачет

Усадьба Бишевского в лесах.

ПОСТРОЙКИ, осиротевшие без хозяйской руки, режут глаз в сельской глубинке. Не найдись частники, готовые взять «заброшки» в оборот, судьба их незавидна. Это прекрасно понимают в комитете «Витебскоблимущество», где готовы дать зеленый свет каждому потенциальному покупателю. С условием — под толковый и живой проект.

Прилавок в парилке

Далеко за примером ходить не надо. Возьмем Лиозненский район, где в этом году наряду с Оршанским, Глубокским, Полоцким и Городокским бойко идет продажа неиспользуемого госимущества. В 2019-м на Лиозненщине новых хозяев нашли пять таких зданий. Причем в райцентре находится только одно, остальные на периферии. За одну базовую в Клевцах отдали закрывшийся детсад. Сегодня там разместился частный магазин. Схожая судьба у бывшего сельского комплексного приемного пункта в Стасево. А в Пушках потенциальный инвестор не побоялся вложиться в… общественную баню. По назначению ее давно не используют. Зато в так и не открывшемся «банном» кафетерии теперь магазин частного предприятия «Лигода». Его директор Дмитрий Лемнев не привык быть в центре внимания:

— Делаем то, что умеем, вот и все. Здание бани, кстати, приобрели по рыночной стоимости. Но сначала около года арендовали это же помещение. Сейчас полноправные собственники. Кроме магазина, планируем запустить в Пушках производство, связанное с пищевой промышленностью. Так что помещение ждет большая реконструкция.

Дмитрий Валерьевич признается, что на его решение немало повлиял Декрет № 7 «О развитии предпринимательства». Частник охотно присмотрел бы еще парочку сельских «заброшек». Но важно, чтобы состояние их было удовлетворительным. Понять инвестора легко: вкладывать средства и силы хочется в то, что не осыпается на глазах.

С ноткой романтики покупка у жителя Орши Владимира Мурашко. Год назад за 27 тысяч рублей он приобрел Пищаловскую школу. Когда-то в ней учились более 200 человек, но в 2017-м учреждение образования закрыли. Бесхозным отстояло всего год.

— Соучредители поддержали идею. На 2020 год планируем модернизацию, хотим открыть два производственных цеха. Думали справиться раньше, но все, что было, вложили в технику. За родную школу и само Пищалово душа болит! Деревня немаленькая — где-то 100 дворов, но уже почти половина — дачи. Сказывается близость с райцентром: от Орши всего 5 километров. В Пищалово я пошел в детский сад, окончил одиннадцать классов с медалью. А после Белгоссельхозакадемии вернулся на родину. Именно здесь сегодня хочу и могу развивать свое дело.

Главное, что школа не повторила судьбу заброшенного детского сада, считает собеседник:

— Когда-то мы хотели его купить. Не за базовую — по реальной стоимости. Бумажная волокита помешала. Предприятие только развивалось, и заниматься долгим сбором документов попросту не было возможности. В итоге здание захоронили…

Дворец выходного дня

Яркий образец, когда постройку с историей возвращают в строй, — усадьба Бишевских в Поставском районе. Достопримечательность Лынтупов возведена в 1907 году по проекту архитектора графа Тадеуша Растворовского. Легенда у нее красивая. Молодой шляхтич Юзеф Бишевский без памяти влюбился во француженку-актрису. Та поставила условие: «Выйду за тебя замуж, если будем жить во дворце, достойном королей». Юзеф вернулся в Лынтупы и принялся за воплощение каприза. Двухэтажный каменный дворец вышел настоящей жемчужиной. Каждая его комната имела роскошное убранство, собственную цветовую гамму и даже название — китайская, мавританская и т.д. Комплекс стоял на острове, обрамленном выкопанными вручную прудами, соединенными каналами. Дворец окружал парк из редких пород деревьев и кустарников. Увы, потенциальная невеста старания не оценила. Шляхтич остался с разбитым сердцем, а Поставщина — с уникальным памятником архитектуры.

Только в 2009 году он попал в утвержденный Министерством культуры список заброшенных усадеб и дворцов, которые являются историко-культурными ценностями и могут быть переданы инвесторам. Вдохнуть вторую жизнь в объект решились россиянин Дмитрий Пономаренко и его партнер из Постав Александр Марушко. Почти десять лет назад они приобрели комплекс за сто миллионов белорусских рублей. Работы до сих пор ведутся, сделано немало. Изначально состояние всех помещений было плачевным, вспоминает Александр Марушко:

— В советское время на территории усадьбы была школа. Во дворце размещались кабинет директора, библиотека, актовый зал, классы, в подвале — столовая. С сентября 1992 года школа перебралась в новое здание, а усадьбу забросили. Мы решили вернуть родовому гнезду былое величие и задать новое направление — туристическое.

Фронт проделанных работ впечатляет. Полностью отреставрирована кровля. Бывшее здание школы превратили в комфортабельную гостиницу на 20 номеров. Она введена в эксплуатацию три года назад, но пока не принимает клиентов. Новые владельцы собираются перерезать красную ленточку не на каждом объекте в отдельности, а комплексно. Заброшенную конюшню переделали под котельную. В сердце усадьбы — самом дворце Бишевского (его площадь около 2 тысяч квадратных метров) — хотят организовать загородный отдых.

— Собираемся позиционировать дворец как комплекс выходного дня, а какую-то часть помещений отвести под оздоровительные и бьюти-процедуры: массаж, солярий, спа-центр, — продолжает собеседник. — Во дворце задуманы банкетный зал на 80—100 посадочных мест, кафе, несколько гостиничных номеров премиум-класса, конференц-зал. Мечтаем об открытии картинной галереи, гончарной мастерской, возможно, дегустационного зала.

Спасти родную школу от небытия для Владимира МУРАШКО было делом чести.

Внешний лоск наведен. Сейчас основное внимание внутреннему убранству дворца. Работа непростая, учитывая необходимость соблюдать регламент. Интерьеры будут отвечать эпохе Бишевского. К отдыху с историческим колоритом собираются привлекать не только белорусов, но и заграничных туристов. Благо от Лынтупов до соседней Литвы рукой подать.

Инвестор инвестору рознь

За прошлый год в Витебской области вовлечено в хозоборот, списано (снесено) 439 неиспользуемых объектов. Из них 35 — республиканской собственности, 231 — коммунальной, 88 — Витебского облпотребсоюза, 85 — принадлежащих открытым акционерным обществам. За январь—июль 2019-го комитет объявил (назначил) 335 аукционов. И 46 из них прошли результативно. Общая сумма, заработанная на торгах, составила более 986 тысяч рублей. За одну базовую величину продано 19 объектов коммунальной собственности. По заявлениям арендаторов — 10 объектов на сумму более 967 тысяч рублей.

Приобрести помещения за одну базовую — полдела, указывает Елена Горбачева, заведующая сектором по использованию госимущества комитета «Витебскоблимущество»:

— Бывает, новоиспеченный владелец не спешит приводить в порядок купленную за бесценок собственность. К таким инвесторам подход строгий. Обязательства должны выполняться. В противном случае покупателям грозит внушительный штраф, а с постройкой придется распрощаться.

Так, в поле зрения специалистов комитета «Витебскоблимущество» попал 60-летний минчанин. Он приобрел недвижимость сразу в трех районах Витебской области и… пропал. На связь не выходит, а сроки действия договоров купли-продажи подходят к концу. Когда имущество снова выставят на продажу — вопрос времени.

МНЕНИЕ


Галина УНУКОВИЧ, председатель Глубокского районного Совета депутатов:

— Школа, садик для людей в сельской местности — это сердце деревни, надежда на то, что она будет жить. За два года на Витебщине закрыли больше 110 детских садов и школ, почти все выставлены на продажу. Но спроса нет, даже за одну базовую величину. Причина на поверхности: только на оформление бумаг уйдет серьезная сумма. У себя в районе мы подсчитали, во сколько встанет инвестору конкретная школа. Еще до капитальных вложений под 40 тысяч рублей! Неудивительно, что заинтересовать покупателей непросто. Значит, нужно искать новые подходы, идти навстречу малому и среднему бизнесу. Например, можно рассмотреть создание на базе школ учреждений нового типа — комплексных и многопрофильных. Как вариант — пункт обслуживания, где под одной крышей разместятся магазин, парикмахерская, помещение под ремонт одежды и обуви. Сложность в том, что для этого здание придется разделить на части и снова подготовить отдельные технические характеристики по БТИ. Кроме того, закон не всегда разрешает объединять разные услуги в одном помещении.

Еще одно предложение: на месте закрывшейся школы собрать всю социальную сферу на селе: ФАП, почту, библиотеку, клуб. Необязательно, чтобы реализация задумки легла на плечи государства. Например, в Польше я с интересом узнала, что большинство домов престарелых там частные и лишь частично дотируются из бюджета. Хороший пример партнерства бизнеса и государства. Считаю, в Беларуси стоит задуматься над положением о создании функциональных комплексов на селе. Причем с участием предпринимателей, интерес которых нужно если не предугадать, то предусмотреть. В таком случае все останутся в плюсе — и люди будут работать, и здания сохранятся.

navumava@sb.by

Фото Анастасии ТУРОК и Поставского райисполкома
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter