Фото facebook.com
Кому захотелось разыграть читателей таким диким способом, вскоре выяснилось. Твиттер от имени только что назначенного министра культуры Франции Франсуаз Ниссен завел некий итальянский журналист Томмазо де Бенетти, любитель некрофильских шуток. Он неоднократно устраивал в соцсетях информационные кампании с ложными сообщениями о смерти кого–то из знаменитостей. Так, ранее де Бенетти запустил слух о кончине Башара Асада (тогда он действовал под именем Владимира Колокольцева, российского министра внутренних дел). Он также (из–под разных аккаунтов) хоронил Фиделя Кастро, Папу Римского, Габриэля Гарсиа Маркеса и Михаила Горбачева, Филиппа Рота. Сейчас добрался до Светланы Алексиевич. Мишенью белорусская писательница выбрана не случайно, пранкера де Бенетти подтолкнуло к идиотской шутке, скорее всего, назначение Франсуаз Ниссен, издателя Алексиевич, на пост министра культуры, который она заняла 17 мая. На следующий же день итальянец завел от ее имени Твиттер и выпалил в нем фейковую новость, от которой по многим авторитетным медиа побежали круги широчайшего охвата аудитории — авторитетнейшие газеты попали в ловушку, расставленную Томмазо. Надо сказать, что действует пранкер из Италии профессионально, по–снайперски точно и быстро. В каждой его схеме четко прослеживается падкость онлайновых СМИ на горячие новости из соцсетей и слепое доверие личным аккаунтам известных людей.
В таком мире мы живем, личное со скоростью Твиттера — чик–чирик — становится публичным и приводит к последствиям невероятным, в которые вчера еще сложно было поверить. В журналистике до эпохи интернета ценились какие–то совсем другие вещи: достоверность информации, проверка фактов, их анализ и осмысление. Сейчас на первом месте скорость, отсюда, на мой взгляд, неизбежные ошибки, фейки, откровенные глупости и неприятности. Г–жа Алексиевич наверняка вчера пережила один из самых непростых дней в своей жизни, когда сотни журналистов, родных, друзей и знакомых ей звонили, обрывая телефон, справлялись о ее здоровье, нервничали и переживали. Синьор де Бенетти торжествовал в сторонке — он надул миллионы людей, его имя снова на первых полосах изданий и ему за его хулиганскую выходку, скорее всего, ничего не будет — максимум общественное порицание: а с какой стати наказывать? Один дурак пошутил, миллионы поверили. В разбор!
На днях социальная сеть Фейсбук опубликовала подробную инструкцию, как бороться с фейковыми новостями, в числе десяти основных советов журналистам и читателям были рекомендации обращать внимание на сомнительные интернет–адреса и подвергшиеся обработке фотографии, а также на тон публикаций. Ну то есть: «Никому не верь». Фейсбук даже стал помечать непроверенные новости в своей ленте специальным красным значком. Но что любопытно, на практике, как сообщает газета «Гардиан», даже пометка в Фейсбуке о «сомнительной новости» действует на читателей, как манок, — завораживает — и повышает трафик на желтые сайты. Свежий пример — портал Newport Buzz опубликовал заметку, в которой рассказывалось, что тысячи ирландцев приезжали в США в качестве рабов. В Фейсбуке предположили, что новость может быть фейковой, и пометили новость сообщением о возможной недостоверности информации. Однако трафик на эту заметку резко возрос. Почему? Потому что мало кого интересует, что происходит на самом деле.
Как с этим можно бороться? Старым дедовским способом. Отказаться от публикации в своем издании (блоге, аккаунте и прочих площадках) «мгновенных» новостей. Проверять информацию по разным каналам. Еще раз — фактчекинг. Сделать паузу. Выдох. И только потом — в эфир. Никаких других способов бороться с утками нет, и не будет.