«Думаю о нашем Дзержинове, как о сказке»

11   сентября   исполняется   130   лет   со   дня   рождения   Феликса   Дзержинского.   На   всю жизнь   он   сохранил   трогательную   любовь   к   родному   имению   в   Беларуси

11   сентября   исполняется   130   лет   со   дня   рождения   Феликса   Дзержинского.   На   всю жизнь   он   сохранил   трогательную   любовь   к   родному   имению   в   Беларуси 

«И  прекрасная  музыка природы…» 

«Сколько улыбок, любви окружало нашу юность и детство. Деревня, кругом леса, луга, поля, речка неподалеку, кваканье лягушек и клекот аистов. Вся эта тишина и прекрасная музыка природы по вечерам, и утречком роса на траве, и вся наша крикливая орава малышей, и звучный, далеко слышный голос мамы, созывающей нас из леса и с реки домой, к столу, и этот наш круглый стол, самовар, и весь наш дом, и крыльцо, где мы собирались… Память об этом, любовь и привязанность… будут жить в душе каждого из нас до самого заката нашей жизни». 

Не правда ли, трогательное и волнующее описание уголка природы, достойное поэта-лирика. Так тонко ее чувствовать и глубоко любить, образно воспеть может лишь человек с добрым, очень впечатлительным характером, щедрой душой, философским мышлением. Кому же принадлежат приведенные строки? Феликсу Дзержинскому, выдающемуся революционеру-интернационалисту, известнейшему советскому государственному и партийному деятелю. Во всех отношениях это личность поистине легендарная. Шесть раз был арестован. 11 лет провел в тюрьмах и на каторге, три раза бежал из ссылки. Но ничто не сломило силу его духа и воли. Потому и называли Дзержинского «железным Феликсом». Герой Октябрьского восстания и один из его руководителей, гроза буржуазии, верный ученик и соратник В.И.Ленина, «рыцарь партии», благороднейший борец  за права угнетенных, неутомимый труженик и бесстрашный солдат в жестоких схватках с контрреволюцией и саботажем. Таким он вошел в историю. 

Откровения  в  письмах 

В тяжелейших испытаниях и лишениях, при жестокой болезни (туберкулез легких) его чуткое, благородное сердце не огрубело. И свой душевный восторг, очарование природой он изливал в письмах своим родным. Строки, которыми я начал этот рассказ, – из его письма старшей сестре. Написано в июне 1913 года, когда Феликс Эдмундович сидел в страшном павильоне Варшавского каземата. Воспоминания о конкретном месте – о родном имении Дзержиново, которое расположено недалеко от Ивенца. 

В «Книге Деревнянской римско-католической приходской церкви о родившихся в 1876—1883 гг.» записано, что 30 августа (11 сентября) 1877 года в Дзержинове родился  «младенец по имени Феликс. Дворян коллежского советника Эдмунда-Руфина Осиповича и Гелены, урожденной Янушевской, Дзержинских законный сын». 

Тогда это небольшое имение входило в состав бывшего Ошмянского уезда Виленской губернии. Ныне  это Столбцовский район Минской области. 

О  чем рассказывала мама 

Родители Феликса Эдмундовича происходили из мелкопоместных польских дворян. Отец окончил Петербургский университет, преподавал физику и математику. Одно время учительствовал в Таганроге. Среди его учеников был и Антон Чехов, будущий известный русский писатель. Сохранилась контрольная работа А.Чехова с оценкой «отлично» и подписью: Э. Дзержинский. 

Крестьяне окрестных деревень очень уважали отца за порядочность и справедливость. Они, чтобы подтвердить достоверность чего-либо важного, часто говорили: «Так сказал Дзержинский». Умер отец в 1882 году, когда Феликсу не было еще и пяти лет. 

…Тихими вечерами, которые так ласковы и упоительны в этой неброской уютной усадьбе средь лесного раздолья, дети усаживаются вокруг матери. Музицируют, читают стихи любимых поэтов. Мама рассказывает им о народном восстании 1863 года и его вожде Кастусе Калиновском, о жестокой расправе царских властей с повстанцами, о тяжелой и безрадостной жизни простого народа. 

Впечатлительный мальчик глубоко воспринимал эти рассказы всей своей чуткой и доброй душой. Под их влиянием в детском сознании рождался и усиливался еще неосмысленный протест против существующей действительности. 

«Я помню вечера в нашей маленькой усадьбе, когда мать при свете лампы рассказывала, а за окном шумел лес, как она рассказывала о преследованиях… о том, какие контрибуции налагались на население,  как его донимали налогами… И это было решающим моментом. Это повлияло на то, что я впоследствии пошел по тому пути, по которому шел, что каждое насилие, о котором я узнавал… было как бы насилием надо мной лично. И тогда-то я вместе с кучкой моих ровесников дал (в 1894 году) клятву бороться со злом до последнего дыхания». 

Восприятие, чувства юного Феликса еще больше обострились в постоянном общении с окружающей природой. Целыми днями – в лесу, на лугу, у реки. Вместе с братьями Феликс без устали ловил в чистой Усе рыбу, раков. Но в реке много холодных ключей, случалось, кто-нибудь из ребят тонул, тогда остальные сообща вытаскивали его. Сестры тем временем в лесу собирают ягоды, грибы, их здесь очень много. Феликс быстро относит матери наловленных раков, спешит на помощь сестрам. И вот мама угощает всех свежим пирогом с черникой, он особенно вкусный еще и потому, что ягоды дети собирали сами. Безмятежное, радостное детство в родном Дзержинове. 

«Быть  светлым  лучом для  других…» 

Но вся эта безмятежность омрачалась, когда мальчик видел крестьян, измученных горькой долей. «Я помню, что почти всегда красота природы… вызывала во мне мысли о нашей идее…» — напишет Феликс Эдмундович в 1914 году в Х павильоне Варшавского каземата. 

Свою огромную радость от того, что и его сын Ясик любит природу, высказывает Феликс Эдмундович в письмах к Софье Сигизмундовне – своей жене, другу, боевому соратнику: «…Когда ты пишешь мне, что Ясика приводит в восторг зелень растений, пение птиц, цветы, живые существа, я вижу и чувствую, что у него есть данные для того, чтобы воздвигнуть в будущем здание этого великого гимна, если условия жизни объединят в нем это чувство с сознанием необходимости стремиться к тому, чтобы человеческая жизнь стала красивой и величественной…» 

Наверное, здесь не только судьба, но и зов совести, смысл всей жизни Феликса Эдмундовича. Безусловно, так, что он и высказывает в своих откровениях, проникнутых духом величайшего гуманизма: 

«Я хотел бы объять своею любовью все человечество, согреть его и очистить от грязи… Быть светлым лучом для других, самому излучать свет – вот высшее счастье для человека, какого он может только достигнуть. Тогда человек не боится ни страданий, ни боли, ни горя, ни нужды». И еще: «Счастье – это не жизнь без забот и печалей, счастье – это состояние души». 

«И  вы  плели  венки…» 

Среди белорусских лесов и полей, в обстановке простой деревенской жизни в сердце юного Феликса исподволь накапливались горячее стремление бороться с насилием, готовность на все во имя справедливости, которые затем вылились в величайшее мужество и непоколебимую стойкость, стали его жизненным подвигом. 

«…Когда я воспоминаниями обращаюсь к нашим годам в Дзержинове, меня охватывает трогательное чувство, я вновь ощущаю радость моих тогдашних детских настроений… В эти минуты я хочу очутиться в наших лесах и слушать шум деревьев, песни лягушек, всю музыку нашей природы. Может быть, в жизни мне и давала силу эта музыка леса, музыка моих детских лет, которая и сейчас все время играет в моей душе гимн жизни…» 

Это из письма Феликса Эдмундовича своему брату Владиславу в 1916 году. Надвигались грозные события, в которых он принимал самое активное участие. Тут, казалось бы, не до сантиментов, все физические и духовные силы забирала напряженнейшая, опасная работа. И тем не менее. «Вчера я был за городом, и мне стало тоскливо по нашим лесам, лугам и полевым цветам. Помнишь, как мы ломали дубовые ветки и вы плели венки, чтобы отвезти их на кладбище в Деревную». Из письма сестре Альдоне. В Деревной – тоже в Столбцовском районе – похоронены отец Феликса Эдмундовича, его старший брат Станислав и младшая сестра Ванда. 

Живет  здесь  о  нем память 

Человек с поистине железной волей, решительный и непреклонный в своих действиях, когда этого требовала конкретная ситуация и интересы дела. А такие ситуации наслаивались одна на другую — такое было сложное время. Но жило постоянно в его сердце очарование звездной летней ночью в родном Дзержинове. Тишиной задумчивого пруда, не нарушаемой ни малейшим шорохом, колеблющимися ветвями на пышном дереве, скользящими по небу облаками… Такое волнующее восприятие белорусской природы, философское осмысление значения ее вечной красоты и величия в формировании человеческого характера – особенно в детском возрасте – Феликс Эдмундович сохранил на всю жизнь. Не потому ли он, пламенный революционер, страстно любил поэзию, музыку, живопись, сам писал стихи, публицистические статьи, дружил с М.Горьким, А.С.Макаренко, А.В.Луначарским и другими видными деятелями отечественной культуры.    

Мы в Беларуси бережно храним все то, что связано с Феликсом Дзержинским. Не в пример некоторым нашим соседям, не поддавшись разным нездоровым веяниям в последнее время, мы оставили и прежнее имя этому славному уголку, где появился на свет хороший, впечатлительный мальчик Феликс. Ведь для многих поколений наших людей Дзержинский стал символом кристальной чистоты и справедливости, стойкости и дисциплинированности, всепоглощающей  работоспособности, самоотверженного служения делу, которое избрал в своей жизни раз и навсегда. 

— Седьмого октября 2004 года открыл двери Мемориальный комплекс «Дзержиново», — рассказывает начальник отдела культуры Столбцовского райисполкома Анатолий Греков. – В апреле 2006 года учреждение переименовано в музей-усадьбу «Дзержиново». Экспозиция занимает шесть залов. На первом этаже – материалы, рассказывающие об истории рода Дзержинских конца XIX —  начала ХХ века. Здесь настоящие предметы, принадлежащие этой семье и органически вписанные в интерьер комнат: детской, столовой, гостиной, кабинета. Среди них – личные вещи, портфель, чемодан, книги, семейные фотографии, стол и кресло… 

Традиционно в день рождения Ф.Дзержинского, 11 сентября, здесь проходит торжественное вручение наград, свидетельств и табельного оружия сотрудникам КГБ. 

«Думаю о нашем Дзержинове, как о сказке… во сне я часто вижу дом наш, и сосны наши, и горки белого песка, и канавы, и все-все, до мельчайших подробностей…» 

Что ж, столь любимое для Феликса Эдмундовича Дзержиново живет и поныне на белорусской земле. Как вечная память о легендарном человеке. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter