«Дружба» вечная?

«Здоровью» нефтепровода на белорусском участке ничего не мешает

«Здоровью» нефтепровода на белорусском участке ничего не мешает

Вообще-то ничего вечного в мире нет, как не вечен и знаменитый нефтепровод «Дружба», который несет службу уже 46 лет. Но вот парадокс: труба-старушка, вместо того, чтобы готовиться к заслуженному отдыху, вдруг резко помолодела на белорусском участке, чем повергла в изумление зарубежных специалистов. Они-то ситуацию отслеживают и знают, что если после истечения 33-летнего амортизационного срока эксплуатации, сопровождаемого регулярными авариями, вдруг наступил практически безаварийный десятилетний период, во время которого рабочее давление в трубе белорусам даже удалось поднять выше общепринятой стандартной величины, то тут кроется какая-то загадка.

А между тем загадки никакой нет. Есть глубокие научные исследования износа и усталости металла, которые ведут специалисты РУП «Гомельтранснефть Дружба» с привлечением ученых ведущих университетов страны и Национальной академии наук Беларуси, и есть активное использование этих разработок на практике. Комплекс принятых мер позволил значительно повысить пропускную способность трубопровода-ветерана на участке Мозырь — Брест и за счет этого получить более 2,6 миллиона долларов экономического эффекта, подтвержденного концерном «Белнефтехим».

Как пояснили специалисты предприятия «Гомельтранснефть Дружба», анализ режимов эксплуатации и результаты модельных испытаний показали, что на трубу в течение 30 лет действует несколько миллионов циклов растяжения и сжатия, вызванных колебаниями давления в системе, что значительно больше, чем считалось в теории. Главным образом именно эти напряжения и приводят к образованию в стали усталостных трещин.

Но лекарство от старения металла специалистами нефтеперекачивающего предприятия было найдено. Заключалось оно всего лишь в особой технологии эксплуатации — в разработке и использовании методов «мягкого» нагружения нефтепровода. При таком подходе и при использовании предложенных отечественной наукой оригинальных технологий испытаний и новых принципов прогнозирования остаточного ресурса труб безаварийно эксплуатировать «Дружбу» можно еще долго.

На недавно прошедшей в Минске Международной научно-технической конференции «Инновации в машиностроении», совмещенной с VI Международным симпозиумом по трибофатике, где прозвучал доклад гомельчан, надежности трубопроводного транспорта было уделено самое пристальное внимание. Среди проблем, которые были успешно решены белорусскими учеными, специалисты отмечают проекты по компьютерному моделированию трения турбулентного потока нефти о стенку трубы, анализу деформаций в районе коррозионного дефекта, разработке научных основ государственных стандартов на методы испытаний нефтепроводов. Предлагаются и уже используются на практике эффективные ремонтные технологии для частичного восстановления прочности труб, методы и приборы для диагностики коррозионных дефектов, способы повышения стойкости сварных соединений.

Словом, трубопроводы наши, конечно, возрастные, но, как считают специалисты, при таком внимании к их «здоровью» серьезные неприятности в ближайшие годы им не грозят.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter