"Другая" эстрада

Совсем скоро у многих работников культуры будет повод встретиться и поздравить друг друга: их Alma mater, Белорусский государственный университет культуры, отметит 13 октября свое 30-летие. Когда-то начинали здесь свой творческий путь Ирина Дорофеева, Иван Кирчук из "Троицы", Александра Кирсанова из дуэта "Александра и Константин", легендарные личности белорусского балета Людмила Бржозовская и Юрий Троян и многие из тех, без кого немыслима современная культура Беларуси.
И сегодня, как любой действительно творческий вуз, университет культуры держит под своим крылом целое семейство замечательных коллективов. Один из них -- представитель довольно необычного вида искусства, мастерская эстрадного танца Ефремовых. Кстати, этот год у коллектива -- тоже юбилейный, ему исполнилось пять лет.
На программы "Белый голубь", "Танцы в красном" и другие сольные выступления "ефремовцев" в Молодежном театре эстрады билеты купить сложно.
-- Кто-то считает, что эстрадная хореография -- это подтанцовка, -- говорит балетмейстер Наталья Владимировна Карчевская. -- Мы тоже работаем с белорусскими вокалистами в программах театра эстрады -- с Ириной Дорофеевой, Ольгой Вронской, Гюнешь Абасовой, Полиной Смоловой... Но это не главное! Эстрадный танец -- это не постоять за вокалистом, подергивая плечиком. Не для того наши артисты столько лет шлифуют свое мастерство. У нас создано шесть сольных программ, и на них всегда аншлаги. Готовим новые самостоятельные номера. Ставим их своими силами. К сожалению, в этом году мы потеряли нашего замечательного постановщика, руководителя мастерской, Александра Ефремова, но с нами по-прежнему второй руководитель и постановщик, Людмила Ефремова, его жена. К тому же мы со студенческих лет приучаем наших артистов самостоятельно ставить номера. Многие получают награды престижных международных конкурсов эстрадной хореографии. Вот только, к сожалению, мало кто в Беларуси об этом знает... У нас идет акцент на вокалистов: эстрада, дескать, это они, звезды. Но мы -- тоже эстрада, просто другая. Именно постановке собственных номеров, жанру концертной миниатюры наша мастерская отдает предпочтение. Тот же "ТОДЕС", который начинал с подтанцовок, сейчас вполне самодостаточный коллектив.
Идет репетиция в небольшом помещении с зеркальными стенами и балетными станками -- в хореографическом зале университета. Идет напряженно, в темпе. Даже пианистка, в чьей компетенции музыкальное сопровождение хореографических таинств, дивится: "Старательные все какие! На других репетициях "болеруны" повиснут у меня на пианино, не сгонишь, а эти отрабатывают на двести процентов". Действительно, здесь собрались люди с единой общей сумасшедшинкой, готовые любимым делом заниматься бесконечно, до седьмого пота.
Язык, на котором Наталья Владимировна ведет репетицию, русским назвать сложно -- это смесь тех волшебных французско-балетных терминов, что заставляют трепетать юные сердца, мечтающие о балетной сцене, и разнообразных "та-та-там-пара-рам". Имеющие уши да слышат, и всем хорошо.
-- У нас та же база обучения, что и в любом хореографическом учебном заведении, -- говорит Наталья Владимировна. -- Есть, безусловно, своя специфика, например, девочек не ставим "на пальцы". Они приходят к нам очень поздно для этого -- ведь классическим балетом люди занимаются с шести-семи лет... Зато у нас есть свои фирменные "фишки", на которые смотрят артисты Большого и говорят: "Да! Я этого не сделаю". Вот Виталик Молчан сейчас вращал тридцать два фуэтэ влево -- такое в классическом балете делают только женщины... да и то не все! А он, скажу по секрету, может и сорок.
Приходят в мастерскую как "мэтры", костяк коллектива, так и студенты хореографического отделения, начиная с первого курса. Кто-то из них впоследствии остается в труппе навсегда, кто-то уходит. Но попробовать может каждый. И в этом тоже существенное отличие классического балета от эстрадного. Например, Илона Донченко с детства занималась хореографией, правда, в самодеятельности. А вот нынешний "великий фуэтэшник" Виталий Молчан, как шутят теперь его коллеги, "проходил мимо да и случайно зашел". Поступал одновременно в два вуза -- на прикладную математику и эстрадную хореографию. Прошел в оба, а выбрал -- сцену.
-- Просто на математику поступил на платное, а сюда -- на бюджетное, -- признается Виталик, один из незаменимых теперь "ефремовцев", обладатель премий многочисленных фестивалей и двух президентских стипендий. -- Сейчас не представляю без этого свою жизнь.
В чем еще удаленность "ефремовцев" от полюса притяжения всех мечтающих о хореографической карьере -- балета классического? В том, что танцуют они не только классику, но и джаз, модерн. В том, что, выражаясь словами эстрадников, у них нет солистов и "корды" -- кордебалета. Каждый -- главный герой определенного номера. Самореализовывайся сколько угодно! Это, кстати, удерживает ребят и от другого хореографического "полюса":
-- Мастерская стоит практически на энтузиазме, иначе не может быть при зарплатах около 150 тысяч рублей. Конечно, каждый из наших ребят мог бы пойти в какой-нибудь клуб, как говорится, с руками бы оторвали, -- признается Наталья Владимировна. -- Но, знаете, не всем хочется танцевать перед жующей публикой, "на разогреве"... Когда люди приходят пусть даже в небольшой зал -- в театре эстрады зал всего на 300 мест -- но именно на твое выступление, когда ты артист, а не музыкальное приложение к меню, это, очевидно, для ребят дороже денег!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter