Что транслируют региональные СМИ

Дробинки

Одна дробинка не может нанести много вреда, ее попадание вряд ли будет смертельным. И совсем другое дело — заряд дроби, попавший в цель: масса дробинок способна нанести страшные повреждения, лишь бы все вместе в одно место ударили. Похожая история и с региональными СМИ. Сами по себе они небольшие, но если все вместе заработают в общей повестке, результат может быть более чем ощутимый. Вопрос только в том, что за повестка это будет и каким образом региональные СМИ скоординируются. 

Немного теории

Важно понимать, что все относительно. И несмотря на небольшую аудиторию и маленькие тиражи региональных изданий, оценивать их воздействие следует по соотношению тиража к населению региона или населенного пункта, где это СМИ издается. К примеру, если в некоем населенном пункте с 10 000 жителей выходит издание тиражом 2000 экземпляров, ну или подписчиков в случае с интернетом, то такое издание покрывает 20 процентов населения… Казалось бы, тираж небольшой, но вот охват населения выходит просто запредельный. А ведь и в соседнем регионе свои издания примерно с тем же охватом, и если посмотреть по соотношению к проживающим там гражданам, то региональная пресса окажется более чем влиятельным механизмом, но только в случае совместной повестки. По отдельности такие издания почти ничего не значат, а совместно представляют серьезную медийную силу.
И тут еще вот какой важный момент. Люди ведь практически не читают откровенно оппозиционную прессу, особенно в регионах. Это действительно так: никому, кроме кучки идейных почитателей, давно не интересны такие радикальные рассадники, как, например, «Хартия» или «Белсат». Ну вот вы сами можете представить, чтоб в каких-нибудь условных Ганцевичах люди всем населенным пунктом с упоением поглощали подобное чтиво? А вот свою прессу читают с удовольствием. 
Там ведь в основном местные новости, расписание транспорта, объявления, да и привыкли уже. Всегда же хочется быть в курсе последних событий родного города, интереснее свои новости читать, ну а более общие вещи там уже фоном идут. Хотя за общей информацией многие обращаются к изданиям республиканского масштаба. А что самое важное, вся эта аудитория, по крайней мере большая ее часть, не пользуется всякими новомодными штуками вроде Telegram. Донести некие мысли до этих людей можно только через привычную им прессу. Ну не будут пенсионеры в провинции читать Telegram и уж тем более пользоваться техническими изысками для доступа к заблокированным в стране сайтам. Да и привыкли люди, что в газетах правду пишут, вот они их и читают. 

Строить иллюзии по поводу силы влияния региональных СМИ точно не стоит. Особенно на фоне того, что республиканское поле сейчас несколько очистилось от оппозиционной повестки и многие в регионах очень захотят проверить поговорку про свято место и пустоту.

Так как же всем этим СМИ синхронизироваться для продвижения нужных им нарративов? А очень просто, им надо собраться в ассоциацию. И это было сделано еще в 2009 году. Существует Ассоциация издателей региональной прессы, объединяющая 15 издателей, выпускающих более 20 общественно-политических негосударственных изданий. Эта ассоциация покрывает в основном западную и центральную части страны. Вы только не подумайте, что в этом всем есть что-то незаконное, все абсолютно законно. Издатели имеют право выпускать негосударственную прессу и объединяться в ассоциации. 
К слову, если наложить карту изданий, входящих в эту ассоциацию, на карту интенсивности прошлогодних волнений в регионах, появится очень много пищи для размышлений. И вот тут уже возникают вопросы по транслируемой повестке и влиянию этой повестки на население. Не бывает следствия без причины, и если где-то беспорядков было намного больше, что-то на это повлияло. 
Безусловно, факторов множество, но одним из них может выступать и региональная пресса. С теоретической частью мы закончили, и теперь мне хотелось бы рассмотреть несколько публикаций тех самых региональных изданий и посылов, которые эти публикации несут. 


Ясь и конюшина

Я даже не буду копать сильно глубоко, давайте пробежимся по относительно свежим статьям. Ну вот, к примеру, публикация от 2 июля 2021 года в издании «Iнфа-Кур’ер» с интригующим названием «Рабов или патриотов хотят воспитывать в Беларуси. Давайте посмотрим здесь». Если коротко, в ней критикуется создание Республиканского центра патриотического воспитания молодежи, потому как, по мнению автора, приводящего, к слову, цитаты из выступления Льва Шлосберга от 6 июня 2017 года, есть вопросы к подаче материала при патриотическом воспитании молодежи. Знаете, я, пожалуй, даже приведу парочку цитат поярче:

«Когда детям будут рассказывать о патриотизме на примере Великой Отечественной войны, им скажут о цене победы? Об уничтоженных еще до начала войны командирах и военных специалистах, о пакте Молотова — Риббентропа, о смертельных ошибках Сталина, о миллионах до сих пор не найденных и непогребенных солдат, о победителях, сосланных после победы в концлагеря, об инвалидах, спрятанных в глуши, о детях войны, о многоэтажных домах на могильных рвах концлагерей?» А вот еще есть прекрасная цитата: «Детям расскажут о том, что для того, чтобы Гагарин полетел в космос, Королев должен был чудом выжить в застенках? Детям расскажут об изгнании и возвращении Александра Исаевича Солженицына? О «Колымских рассказах» Варлама Тихоновича Шаламова? Детям расскажут об Андрее Дмитриевиче Сахарове, его ссылке, его восхождении, его смерти?»

Там еще очень много не менее занимательных цитат, но для понимания сути материала приведенного, пожалуй, хватит. Основная мысль в том… хотя тут я тоже процитирую: «Государство может дать человеку урок патриотизма — перестать врать и начать служить людям. Тогда уроки государственного патриотизма в школах никому не придут в голову, потому что дети будут просто знать, что Родина их любит». Понимаете посыл, да? Но самое интересное, что вот это вот все — письмо от «читателя», а редакция не забыла указать, что мнение редакции может не совпадать с мнением автора, и при этом от себя дополнила статью полной записью выступления того самого Льва Шлосберга, из которого «читатель» и надергал цитат. Вот так красиво все сложилось. О чем там думал редактор, пропуская подобный материал, лично мне не совсем понятно.

Могу предположить, что редактор публиковал письмо с мыслями, что раз мнение редакции с мнением автора может не совпадать, то и взятки с нее гладки, а всей версией выступления дополнили письмо просто для лучшего погружения читателя в тему. Только вот еще один интересный момент: автор подписался «Касiў Ясь Канюшыну» и, как мне кажется, в паспорте у него, если он, конечно, существует, указаны совсем другие данные. 

Железная Любовь

Или вот еще просто замечательный пример. Издание «Ганцавiцкi час», публикация от 26.11.2020 с неоднозначным названием «Пенсионерка из Ганцевичей переписывается с Тихановским и пишет ему стихи». Безусловно, в стихах можно выразить совершенно разные эмоции, даже приговор в рифму можно облачить, но в нашем случае все иначе. Пенсионерка с очень говорящим именем Любовь и не менее говорящей фамилией Железная, 30 лет прослужившая в Департаменте охраны, вдруг воспылала любовью к мирным протестующим и всячески их поддерживает. Железная Любовь за 30 лет службы так и не усвоила, что протесты бывают или законные, или незаконные и никаких других ипостасей у них не существует. Опять же если такая колоритная дама с такой интересной и показательной биографией существует в природе. Уж простите мой скепсис, но Железная Любовь из Департамента охраны, выступающая за мирные протесты и пишущая стихи Тихановскому, в мою картину реальности попросту не укладывается. 

Говорить о подобных публикациях без цитат — это как пить без жидкости, посему просто не могу не привести еще парочку. Так сказать, описание персонажа от редакции: «Ганцевчанка не поддерживает жесткие силовые методы, которые применялись в Беларуси против мирных протестующих. Она не смотрит белорусское телевидение, а новости узнает из интернета либо независимых телеканалов. Она тревожится за будущее детей. Наблюдая за происходящим в Беларуси, Любовь пишет необычные стихи, где главное не рифма, а очень глубокое содержание». И это все она, Железная Любовь. Но то была присказка, сказка впереди, в стихах… 

Знаете, я очень далек от поэзии. Мне сложно судить о хитросплетениях рифм и изящных переходах смыслов в слоги. Да и обидеть художника может каждый, поэтому от критики и оценки воздержусь, просто представлю на суд читателей фрагмент стихотворения:

Господь милосердный в радость испытания все превратит,

Защитит от бед, зла и ненастья, светлую дорогу даст на пути.

Доброту, порядочность и честность у тебя никому не отнять.

Главный прокурор и судья — Бог Всевышний, он только вправе решать.

За здоровье твое и удачу в церкви поставлю свечу,

У иконы лика святого прошепчу молитву свою,

Словно мать родная я в мыслях тебя обниму.

Уважаю, здоровья желаю, как за сына я Бога молю…

На этом высокохудожественную часть заканчиваю, давайте разберемся, о чем на самом деле говорится в этой статье. Смотрите, пенсионерка, то есть персонаж, которого большая часть читателей данного издания сможет ассоциировать с собой, что априори повышает доверие и симпатию, много лет работала в Депар­таменте охраны, это МВД. Но специализируется департамент именно на охране, в том числе и помещений с личным имуществом. Этот факт к ней еще больше располагает, ведь она занималась именно охраной. После событий прошлого года прониклась симпатией к организаторам попытки государственного переворота и поддерживает письмами одного из самых радикальных представителей движения. И часть читателей точно сможет поставить себя на ее место. 
Нет, это не призыв к беспорядкам. Это попытка вызвать у населения симпатии к радикалам, причем попытка настолько явная и топорная, что, кроме смеха, ничего и не вызывает. Вот только если такими публикациями с минимальным психологическим подходом население по регионам долбить, долбить, долбить и еще раз долбить, эффект это действительно может дать. Главное, действовать совместно и в общей повестке. 

Прошлогоднее заявление 

И таких примеров даже не десятки, их сотни. Маленькие дробинки, собирающиеся в один патрон для сокрушительного удара в нужный момент. А собирает их именно та самая Ассоциация издателей региональной прессы, о которой я упоминал чуть ранее. Почему так уверен, что именно эта ассоциация такой вот нехорошей деятельностью занимается в регионах? Так они сами свою позицию совершенно явно обозначили заявлением от 13 августа прошлого года. 

Да, именно заявлением, со всеми положенными реквизитами. А заявляли они там в числе прочего (напомню, речь идет про 13 августа 2020 года) следующее: есть факты использования табельного оружия против мирного населения. Вдумайтесь в эту фразу. Если кто не понял, там в одном предложении стоят слова «табельное оружие» и «мирное население». И подразумевается, что это все уже состоявшийся факт, еще до обнародования результатов следствия. Такие вот заявочки, но там еще и требования есть. Они всей ассоциацией потребовали освободить ни в чем не повинных людей, остановить насилие в стране, и «разгоны-хапуны», по сути, — геноцид мирных граждан. Привлечь ответственных и взыскать моральный и материальный ущерб… Там вообще заявление достаточно большое, но оно все примерно в таком вот духе выдержано. Лично мне очень захотелось подарить им словарь, чтоб они посмотрели значение слова «геноцид». Ну а если не дойдет, так, может, прокуратура сумеет объяснить, там как раз дело о геноциде против нашего народа сейчас расследуется. Может, и показали бы парочку наглядных примеров неграмотным журналистам. 

А если серьезно, то вот это все вскрылось в самый болезненный для страны момент. Именно тогда, когда нужно было определяться, кто на какой стороне. Они совершенно явно и однозначно определились. И даже письменно свое решение подтвердили. Прошел почти год… И что? Ассоциация как работала, так и работает. 

Принципам своим она, судя по публикациям ее членов, не изменила. Совершенно спокойно готовят общественное мнение к «следующему разу». А в том, что попытки повторить прошлый год будут, лично я совершенно не сомневаюсь. А тут и целая медийная сеть влияния на регионы готова, причем на аудиторию, частично не поддающуюся цифровым методикам. Красота же… И мы потом удивляемся, откуда оно все взялось? Вот оттуда и взялось.

И действительно, очень хотелось бы понять, как это все так получается. Ладно до 9 августа — у нас тогда многое было по-другому, но по этой дате была проведена черта, а некоторые региональные СМИ ее просто не заметили. 
Может, стоит как-то им намекнуть на неприемлемость подобной редакционной политики? И может, стоит как-то проверить, существуют ли вообще такие люди, как Железная Любовь, Ясь с его конюшиной и все остальные, присылающие такие удобные письма для публикаций? Не окажется ли так, что часть этих писем редакции сами себе пишут? И если подтвердится, может, надо уточнить, с какой целью они это делают? 

Главный вопрос

Впрочем, это все риторические вопросы. Цели там давно уже определены и задачи поставлены. По сути, в стране сейчас существует целая реликтовая медийная сеть, сохранившаяся с прошлого года практически без изменений, что само по себе уже удивительно. В том, что статус-кво сохранен не будет, можно даже не сомневаться. Ну они же хотели перемен, вот перемены как раз и подоспели. Вопрос теперь на самом деле стоит предельно простой: как заполнить образовавшуюся пустоту собственными смыслами и нарративами? Ведь людям нужны СМИ — как местные, так и республиканские. И сейчас на всех уровнях появились пробелы, в основном из-за неосмотрительного обращения с законом о тех самых СМИ, а наша задача эти пробелы заполнить. Только вот заполнять нужно тем, что люди примут. СМИ должны быть востребованы, а аудитория должна им доверять. И решать эту задачу нужно достаточно быстро, ведь как я и говорил вначале, очень многие захотят проверить поговорку про свято место и пустоту.

Рисунки Олега КАРПОВИЧА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter