Древняя женская магия

В те времена, когда неизвестная мастерица впервые украсила вышивкой гладью льняную ткань, жизнь человека была неразрывно связана с природой. И всякое рукоделие было не только и не столько стремлением к красоте, но в первую очередь магическим, обрядовым действом.

Эстетика изделия, созданного руками умельца, впрочем, тоже играла не последнюю роль — красоту подносили в дар добрым богам, надеясь на их покровительство. В то же время правильно выполненная вышивка считалась оберегом, защитой от злых сил, болезней и даже смерти. Поэтому традиционно вышивкой украшались именно те части одежды, которые открывали доступ к телу: горловина, нагрудная часть, подол, рукава и манжеты.
— Гладью в Беларуси вышивали передники, мужские и женские рубахи, намитки, — рассказывает Ирина Шуберт, художник-модельер УП “Скарбнiца”, уникальной научно-исследовательской лаборатории народных ремесел. — У наших предков считалось, что замужняя женщина обязательно должна скрывать волосы. Волосы полностью прятались под вышитой намиткой. Наши предки полагали, что волосы привораживают мужчин, а замужней женщине это ни к чему — у нее другой статус... Такой головной убор хорошо смотрелся на пышных, тяжелых волосах. Подобное богатство, как и в наши дни, от рождения доставалось далеко не всем женщинам. Поэтому наши прапрабабушки нередко подкладывали под намитку валик из соломы. Намитку, к слову, в каждой области Беларуси надевали по-своему. Незамужней девушке моралью дозволялось не скрывать косу, только повязывать голову небольшой полоской ткани — скиндочкой, которую обычно тоже украшали вышивкой.
Места расположения вышивки на мужских и женских рубахах различались, рассказала моя собеседница. Так, на женских рубахах вышивка обязательно украшала плечи и предплечья. Вышивка на рукавах являлась символом засеянной нивы, к которой, как известно, необходимо приложить руки. Рукава богато украшались геометрическим как правило орнаментом, где можно было увидеть графические символы засеянного поля — разделенные на 4 сегмента ромбы с “зернышками” внутри каждого сегмента. Присутствовала, но не была обязательной для женских сорочек вышивка на груди, всегда украшались орнаментом манжеты и воротник — какой бы он ни был: стоечкой, отложной или, как в Гомельской области, украшенный присобранным, волнистым кружевом.
А вот для мужских рубах вышивка на груди была обязательной, как и на манжетах, и по низу рубахи. Женские рубахи тоже украшались вышивкой по низу, но тут уж скорее не из магических соображений, а из эстетических — чтобы подчеркнуть край и скрыть шов. Дело в том, что женские рубахи были длинными, до щиколоток, и одновременно выполняли роль нижней юбки. Видеть вышивку внизу женской рубахи не могли ни люди, ни высшие силы: как правило, край рубахи из-под юбки не выглядывал  — такое “кокетство” встречалось на территории сегодняшней Беларуси только в некоторых населенных пунктах, например, в деревне Неглюбка Гомельской области. В целом стремление к гармонии, эстетике было отличительной чертой наших предков. Не только праздничные вещи, но даже передники для черной работы украшались вышивкой, пусть и достаточно скромной.
Считалось, отмечают этнографы, что секрет действия узоров заключен не только в благотворном воздействии на того, кто носит украшенную таким образом одежду, но и на окружающих — тех, у кого они появляются перед глазами. Большую смысловую нагрузку несли геометрические символы орнамента. Ромбы — символы плодородия — в зависимости от места в различных композициях могли означать землю, растение или женщину. Нередко ромбы в вышитом орнаменте соседствовали с крестами — такое сочетание символизировало соединение женского и мужского начал. Круговые фигуры у славян были знаками огня, солнечного божества, считались мощными очистительными и охранительными символами. Среди традиционных рисунков вышивки на Беларуси были распространены также растительные и цветочные мотивы, фигуры птиц и зверей, а также всадника и женщины, сплетающиеся в причудливые орнаменты: природа едина, и человек — ее часть.
Архаичную, исконно славянскую, родом из глубины веков символику в вышитых орнаментах можно встретить в деревнях  и сегодня, хотя смысл символов даже для самих вышивальщиц уже чаще всего неясен. Но сегодня женщины все чаще пускают в ход фантазию, изменяя по своему вкусу “унаследованный” от бабки узор. Началось это еще в XIX веке, когда по деревням стали ездить купцы, продавая рукодельницам отпечатанные в типографиях узоры для вышивок, чаще всего безвкусные и аляповатые. Традиционные орнаменты сохранились, по словам Ирины Шуберт, в Брестской и Гомельской областях, на Гродненщине. На севере Беларуси умелиц, помнящих бабушкины узоры, практически не осталось. С появлением химических красителей для ниток начало забываться и характерное для каждого региона цветовое решение вышивки. В старину для получения цветных нитей пользовались отварами из различных трав, веток деревьев (например, ольхи), а также сажей, разведенной с молоком в определенных пропорциях. Причем нитки, окрашенные таким образом, не линяли.
— Лен — материал довольно стойкий и мог храниться в расписных сундуках, если семья была зажиточной, или в сплетенных из соломы коробах по сто и более лет. И нередко девушка надевала на праздник рубаху, вышитую еще руками своей прабабушки. Моды не было, но были региональные особенности, и если бы на Гомельщине или Брестчине женщина надела рубаху с орнаментом, вышитым в Витебской области, она показалась бы остальным белой вороной. Одежда подчеркивала бы, что она — чужая... В Могилевской области, на границе с Россией, например, были в ходу сарафаны, а вышивки было немного. Традиционно же на Беларуси женщины одевались в длинную рубаху с юбкой, передник и жилет, который назывался гарсет или кабат.
Цветочный мотив, который мы предлагаем нашим рукодельницам сегодня, в старину вышивали именно гомельские мастерицы. Такими причудливыми цветами украшались покрывала на кровати и подушки, занавески. Подобный рисунок под силу даже начинающей вышивальщице, заверила Ирина Шуберт. Ведь техника выполнения вышивки — художественная гладь, самая простая разновидность глади. А вообще видов глади создано много — к примеру, счетная, требующая внимательно считать стежки, или теневая, когда вышивка выполнялась по изнанке тонкой ткани и проступала лишь при ярком свете...
Итак, рисунок надо перенести на бумагу. Можно пропорционально увеличить или уменьшить его по собственному усмотрению. После рисунок переносится на ткань: на полотно кладут копирку, сверху — рисунок и аккуратно обводят его по контуру. Для того чтобы вышивка была выпуклой, контуры рисунка сначала обметываются по краю. Потом нитками мулине или шелком стежок за стежком “закрашиваем” наш рисунок. Важно, чтобы стежки шли параллельно и нигде не перекрещивались. Один стежок составляет ширину фрагмента рисунка, который выполняется этим цветом. Но важно помнить, что стежок не должен превышать один сантиметр, иначе вышивка получится неопрятной.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter