Молодой реставратор Юлия Дранец: в нашей профессии учишься всю жизнь

Древность на кончике скальпеля

Моя сегодняшняя героиня — художник-реставратор. Редкий вид, достойный занесения в Красную книгу: в Беларуси это профессия из числа исчезающих — неприбыльная, кропотливая, требующая серьезной учебы. И все же Юлия Дранец уже 5 лет работает в Национальном историческом музее — хотя изначально, только берясь за кисть, вовсе не думала, что свяжет свою жизнь со спасением предметов искусства.

Реставратор — та профессия, в которой учеба длится всю жизнь. 

— Все началось с колледжа искусств им. Ахремчика, — рассказывает Юля. — И уверена, что без той подготовки, которую мне дали там, в Академию искусств я бы не поступила.

Семья у уроженки Столина самая обычная, вот только мама свободное время посвящала любимому хобби — писала маслом пейзажи. Пусть не как профессиональный художник, зато с душой. Дети часто продолжают дело родителей на новом витке: там, где у старшего поколения увлечение, у молодежи — уже профессия. После колледжа Юлия Дранец поступила в БГАИ — собиралась на монументальную живопись, но в последний момент узнала, что идет набор на экспериментальный курс художников-реставраторов. Первый и на сегодня единственный, их и было-то всего четыре человека.

— Конечно, когда я только пришла на работу в исторический музей, мне поначалу не поручали реставрацию по-настоящему ценных предметов, — признается девушка. — Но постепенно убедились, что я ничего не порчу, и начали доверять. Да, я в своем деле еще не эксперт, но постоянно езжу учиться в школы России, Литвы, участвую в конкурсах. 

Иконы, картины, деревянная костельная скульптура, расписные сундуки — в руки Юлии попадает все, где присутствует красочный слой. 


— У нас достаточно большая коллекция икон белорусской школы, и сейчас я реставрирую их перед выставкой в Сербии, — демонстрирует Юлия свою текущую работу. — Они очень своеобразные, самобытные, таких больше нет нигде. В Беларуси не было школ иконописи, как в России, а были мастера, каждый из которых писал по-своему. История не сохранила их имен — подписных икон в нашей культуре нет вообще. У нас, кстати, часто встречается «хатняя» икона, существующая в единственном экземпляре, написанная для конкретного дома, — явление, граничащее с народным творчеством. 

Чем ближе к современности предмет искусства, тем труднее его привести в порядок, рассказывает моя собеседница. Чем шире шагает прогресс, тем чаще художники отказываются от соблюдения технологии и верности старинным приемам.

— Конечно, браться за XIV век страшно, — не скрывает реставратор, — это ответственность, но на самом деле тогда мастера работали так, что их творения еще не одно столетие проживут спокойно. Сложности возникают с произведениями, близкими к современности, хотя работать с ними, конечно, интересно. Как, например, реставрировать коллажи или предметы, созданные с использованием необычных материалов? Целые конференции собираются по таким вопросам. 


В 2018 году Юлия получила грант Президента на восстановление весьма необычного предмета — фотографического фона, найденного на деревенском чердаке. Бродячий фотограф Савва Сивко из деревни Сенно на Гродненщине написал этот фон сам — темперными красками на брезентовом полотнище — в 1930-е годы. Типичный образчик наивного искусства, в семейных альбомах жителей Любчанского края немало фотоснимков, сделанных на фоне цветущих холмов и озера. Чтобы спасти сильно пострадавшее полотнище, Юлии пришлось постараться; литовские реставраторы, к которым она обращалась за консультацией, только головами качали: ничего сделать нельзя. А у нее получилось!

На ее рабочем столе тюбики масляной краски, бутылочки с резко пахнущими химическими смесями (нужные составы комбинируются собственноручно), наполненные просеянным песком подушечки-грузы, полный набор медицинских инструментов: пинцеты, скальпели брюшинные и глазные, для микроопераций, бормашины… Реставратор — тот же хирург. Только речь идет о жизни шедевра, который нужно сберечь для будущих поколений. 

ovsepyan@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter