Реставратор — та профессия, в которой учеба длится всю жизнь.
— Все началось с колледжа искусств им. Ахремчика, — рассказывает Юля. — И уверена, что без той подготовки, которую мне дали там, в Академию искусств я бы не поступила.
Семья у уроженки Столина самая обычная, вот только мама свободное время посвящала любимому хобби — писала маслом пейзажи. Пусть не как профессиональный художник, зато с душой. Дети часто продолжают дело родителей на новом витке: там, где у старшего поколения увлечение, у молодежи — уже профессия. После колледжа Юлия Дранец поступила в БГАИ — собиралась на монументальную живопись, но в последний момент узнала, что идет набор на экспериментальный курс художников-реставраторов. Первый и на сегодня единственный, их и было-то всего четыре человека.
— Конечно, когда я только пришла на работу в исторический музей, мне поначалу не поручали реставрацию по-настоящему ценных предметов, — признается девушка. — Но постепенно убедились, что я ничего не порчу, и начали доверять. Да, я в своем деле еще не эксперт, но постоянно езжу учиться в школы России, Литвы, участвую в конкурсах.
Иконы, картины, деревянная костельная скульптура, расписные сундуки — в руки Юлии попадает все, где присутствует красочный слой.
— У нас достаточно большая коллекция икон белорусской школы, и сейчас я реставрирую их перед выставкой в Сербии, — демонстрирует Юлия свою текущую работу. — Они очень своеобразные, самобытные, таких больше нет нигде. В Беларуси не было школ иконописи, как в России, а были мастера, каждый из которых писал по-своему. История не сохранила их имен — подписных икон в нашей культуре нет вообще. У нас, кстати, часто встречается «хатняя» икона, существующая в единственном экземпляре, написанная для конкретного дома, — явление, граничащее с народным творчеством.
Чем ближе к современности предмет искусства, тем труднее его привести в порядок, рассказывает моя собеседница. Чем шире шагает прогресс, тем чаще художники отказываются от соблюдения технологии и верности старинным приемам.
— Конечно, браться за XIV век страшно, — не скрывает реставратор, — это ответственность, но на самом деле тогда мастера работали так, что их творения еще не одно столетие проживут спокойно. Сложности возникают с произведениями, близкими к современности, хотя работать с ними, конечно, интересно. Как, например, реставрировать коллажи или предметы, созданные с использованием необычных материалов? Целые конференции собираются по таким вопросам.
В 2018 году Юлия получила грант Президента на восстановление весьма необычного предмета — фотографического фона, найденного на деревенском чердаке. Бродячий фотограф Савва Сивко из деревни Сенно на Гродненщине написал этот фон сам — темперными красками на брезентовом полотнище — в 1930-е годы. Типичный образчик наивного искусства, в семейных альбомах жителей Любчанского края немало фотоснимков, сделанных на фоне цветущих холмов и озера. Чтобы спасти сильно пострадавшее полотнище, Юлии пришлось постараться; литовские реставраторы, к которым она обращалась за консультацией, только головами качали: ничего сделать нельзя. А у нее получилось!
На ее рабочем столе тюбики масляной краски, бутылочки с резко пахнущими химическими смесями (нужные составы комбинируются собственноручно), наполненные просеянным песком подушечки-грузы, полный набор медицинских инструментов: пинцеты, скальпели брюшинные и глазные, для микроопераций, бормашины… Реставратор — тот же хирург. Только речь идет о жизни шедевра, который нужно сберечь для будущих поколений.
ovsepyan@sb.by