Когда в борьбе с наркоманией эффективны гуманные методы

Доза справедливости

Вал наркопреступлений удалось в стране сбить. Ставка на жесткость и неотвратимость наказания дала положительный результат. Но правоприменительная практика у нас находится в стадии постоянного совершенствования. В госорганы в последнее время поступало немало обращений как со стороны осужденных, так и тех, чьи дети и родственники были приговорены к различным срокам за сбыт наркотиков. На недавнем совещании у Президента правоохранительным структурам была поставлена четкая задача сконцентрироваться на разработке организованных криминальных групп. Причем в сети должны попадать крупные рыбы. А оценка деятельности, например, милиции, следствия, прокуратуры, будет впредь вестись не по числу зарегистрированных преступлений, а по количеству погибших от передозировки и числу несовершеннолетних лиц, вовлеченных в наркосферу. Глава государства, исходя из принципа справедливости, предложил более внимательно изучить вопрос о том, кто сегодня находится в местах лишения свободы за реализацию смертоносного зелья. Почему начался этот процесс и как он будет идти? Об этом беседа с политологом Александром Шпаковским.

unsplash.com

— Как вы оцениваете инициативу Президента рассмотреть возможность смягчения наказания некоторым осужденным за наркопреступления?

— В обществе и коридорах власти сегодня широко обсуждается возможность применения условно-досрочного освобождения либо помилования в отношении лиц, впервые осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Данная идея заслуживает очень серьезного внимания. Ведь зачастую речь идет о людях, которые случайно оступились, и их действия стали следствием личного морального падения, недостаточного образования и правовой культуры, заблуждений, ошибок, а не осознанного выбора криминального образа жизни. Как отметил Президент, здесь необходимо будет подходить к рассмотрению дел индивидуально. 

— Получается, что приговор в отношении некоторых был чрезмерно суровым?

— Ни в коем случае. Совершенно ошибочно полагать, что данные граждане были наказаны незаслуженно. Действия правоохранительных органов были совершенно адекватными сложившейся обстановке, а серьезные сроки заключения, назначаемые в том числе и так называемым закладчикам, способствовали сохранению жизни людей. Не надо забывать, что именно «закладчик», будучи низшим лицом в иерархии наркобизнеса, является пехотой преступного мира, без которой сама схема реализации практически невозможна. Вспомните ситуацию 5-летней давности, когда Беларусь буквально захлестнула волна «синтетики». Отдельные эксперты были уверены, что в случае сохранения тех тенденций в течение трех — пяти лет наша страна может потерять молодежь. В ответ на смертельный вызов был принят Декрет Президента № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» и разработаны достаточно жесткие, но необходимые решения. Принятые меры помогли уничтожить основные каналы поступления запрещенных веществ в нашу страну и изобличить ряд организованных преступных сообществ. Была создана достаточная нормативно-правовая база для профилактической и оперативно-следственной работы правоохранительных органов. 

— Насколько принятые меры, на ваш взгляд, оказались действенными?

— Негативные тенденции удалось переломить, ситуация существенно оздоровилась. Вот лишь несколько официальных цифр: в 2014 году в медицинские учреждения с передозировкой поступил 1351 человек, из них 223 — несовершеннолетние. А в 2018-м — уже 327, и из них только 11 — несовершеннолетние. Гибель молодого человека от передозировки последний раз была зафиксирована в 2014 году. Кстати, по данным ООН, количество смертей от передозировок психоактивными веществами в Беларуси составляет всего 4,6 на 1 миллион человек. Для сравнения: в Литве — 64, в России — 76, в Швеции — 95, в Эстонии — 131, а в США — 329. 

— Может, учитывая серьезные последствия от наркомании, не стоит снижать планку ответственности?

— Планку снижать никто не собирается. Надо понимать, что суть принципа справедливости не только в неотвратимости наказания, но и в готовности простить тех, кто покаялся. Нынешние решения государства в области гуманизма представляют собой протянутую руку общества заблудшим гражданам, и прежде всего несовершеннолетним. Тем, кто пошел на преступление впервые и кто готов вернуться к честной жизни. Сочетание справедливого наказания закоренелых преступников и актов гуманизма в отношении тех, кто решил перей­ти на «светлую сторону», должно стать эффективной правоприменительной практикой. Также будет иметь позитивный результат и вовлечение вышедших досрочно на свободу в профилактическую работу. Ничто не убеждает сильнее, чем чей-то пример: цена ошибки может быть очень дорогой. 

Уберизация зелья

Организация «Европейский центр изучения наркотиков и зависимости» опубликовала ежегодный доклад о том, откуда дурман появляется в Европе и кто его потребляет. 

По данным русской службы ВВС, в докладе сообщается, что наркотические вещества все чаще производятся внутри стран Европейского союза. Это не касается героина, который несколькими путями попадает в ЕС из Афганистана и нескольких азиатских государств, а также кокаина из Южной Америки. Крупнейшим пунктом, через который в Европу попадают наркотики, исследователи считают порт в Роттердаме (Нидерланды). 

Большинство лабораторий, где производился МДМА и близкие к нему аналоги, располагались в Нидерландах и Бельгии (в отчете речь идет только о тех, которые нашла и закрыла полиция). Изъято 6,6 миллиона таблеток. 264 из почти 300 лабораторий, где делали метамфетамин, были в Чехии. Общий объем изъятого вещества — почти 6,5 тонны. Марихуана еще поступает в Европу, например, из Марокко, говорят авторы доклада, но все чаще ее выращивают в кустарных условиях в той же стране, где потом и продают.

В течение 2018 года эксперты Европейского центра изучения наркотиков и зависимости отследили 730 психоактивных веществ, которые употребляли в странах Евросоюза. Это все виды наркотиков — от опиатов до стимуляторов и каннабиноидов. Большинство — синтетические. Причем 55 из них, говорят эксперты, появились на нелегальном рынке только в течение последнего года.

Например, в 2017 году в странах Европейского союза было зарегистрировано около 1,5 миллиона случаев нарушения антинаркотического законодательства. Рост по сравнению с 2007 годом составил 20%. Эксперты утверждают, что потребление героина перестало расти и стабилизировалось. В основном этот наркотик популярен в Восточной Европе. Сокращение его потребления привело к росту среднего возраста гибели человека от передозировки, и сейчас он составляет 39 лет, тогда как еще десять лет назад — около 30 лет. Уровень заражения ВИЧ через шприцы снизился в Европе за десять лет на 40%.

Тем не менее Европа остается одним из крупнейших в мире наркорынков. Из доклада Европейского центра изучения наркотиков и зависимости следует, что 91 миллион человек — это примерно 27% граждан ЕС — хотя бы раз в жизни курил марихуану, 18 миллионов человек — или около 5% граждан ЕС — пробовали кокаин. В Дании, Голландии, Франции, Чехии, Испании и Италии 15% опрошенных признались, что пробовали наркотики больше одного раза. 1% участников опроса употребляет легкие наркотики ежедневно или почти ежедневно.

Больше всего экспертов беспокоит растущая доступность кокаина. Процесс его покупки уже не ограничивается DarkWeb, для этого используются соцсети и даже колл-центры с круглосуточно работающими курьерами и доставкой (британские СМИ в 2018 году действительно писали о том, что полиция ловила организаторов таких колл-центров). Эксперты называют этот процесс уберизацией кокаина и относят это к одним из самых серьезных современных вызовов для правоохранительных органов всех стран Европы. 

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter