Коммивояжер взяла товар на реализацию и не рассчиталась. Что в этой ситуации можно предпринять?

Доверительные потери

Продажа с рук косметики, одежды, мелких кухонных гаджетов и прочего — явление далеко не новое. Встречается этот вид торговли и сейчас. Чем он может быть опасен?

Коллаж Ольги Александровой

Бизнес, лишенный формальностей

Происхождение товара коробейников самое разное: некоторые, бывая в отпуске за границей, чтобы компенсировать затраты на отдых, привозят что-то на продажу. Но большинство приобретает товар или берет его на реализацию в своем городе у предпринимателей.

Могилевчане Сергей и Алина торгуют детскими играми, игрушками, наборами для творчества официально. Но с каждым годом торговля идет все более вяло — довольно велика конкуренция.

Ни для кого не секрет: чтобы лучше продавалось, нужно иметь не один торговый объект. Но открыть вторую точку у супругов все как-то не выходило, велики дополнительные затраты: аренда и так далее. И когда пару лет назад Людмила, знакомая Алины, предложила свою помощь, семья предпринимателей этому обрадовалась. С тех пор время от времени супруги нагружали Людмиле сумки, и дама ходила по предприятиям — в основном по тем, где работают ее знакомые.

Товар у нее шел неплохо по нескольким причинам: во-первых, многим приятно, что с бесплатной доставкой. Во-вторых, игры-игрушки были высокого качества. К тому же, имея немалый опыт такой торговли, коробейница свой товар умело рекламировала.

Если на первых порах, чтобы себя обезопасить, владельцы торгового объекта, отдавая игрушки Людмиле, брали с нее залоговую стоимость, то со временем, убедившись в ее благонадежности, отбросили все формальности, стали давать материальные ценности просто на реализацию, без всяких предоплат.

И вот по прошествии двух лет коммивояжер подвела поставщиков: продала товар и не объявилась, не вернула деньги. А когда Алина ей все же дозвонилась, объявила, что кошелек с наличностью, мол, потеряла и вообще ничего никому не должна.

Бывает, что даже самые близкие знакомые иногда берут деньги в долг и не возвращают, просят вещь на время, а приносят ее сломанной или вообще не приносят.

Всегда вызывает удивление: как люди не боятся, к примеру, давать деньги в долг под честное слово, да еще пробуют на этом зарабатывать. Тут не то что процентов — основной суммы можно назад не дождаться.

Так и с товарами. Некоторые решаются отдавать на реализацию материальные ценности без накладных, расписок, договора, оформленного в письменной форме, нарушая все правила. Кем вообще приходится Людмила Алине, если разобраться, — деловым партнером или все же наемным работником?

Посоветовавшись с юристом, бизнесвумен поняла: вряд ли удастся призвать коммивояжера к порядку.

Недавно в Могилеве был случай: два парня взяли цветы на реализацию у девушки-предпринимателя. Продав их, потратили все средства на собственные нужды. Правда, тогда ИП действовала вполне законно: все оформила документально. Потому и сумела добиться, чтобы в отношении аферистов возбудили уголовное дело.

Еще был случай, когда официально не работающий любящий выпить мужчина взял у приятеля шоколадки импортного производства на реализацию, сел с ними на стихийном рынке, большую часть продал, а потом выпил, уснул и деньги со сладостями у него увели. Но бедолага оказался очень порядочным, занял денег и рассчитался с другом.

В зоне повышенной опасности

Недавно Алина узнала, что Людмила по-прежнему ходит по офисам с товаром. Правда, предлагает теперь не игрушки, а косметику. Наверное, втерлась в доверие к другому поставщику, и не исключено, что со временем и того обманет.

Не теряя надежды, что у распространительницы все же проснется совесть, Алина звонит ей время от времени. Но дальше обещаний ничего не движется.

Вообще, подобный вид торговли — зона повышенной опасности для всех ее участников. Очень странно, что люди до сих пор все еще продолжают пускать коммивояжеров в свои квартиры и офисы. Ведь товар с рук может оказаться некачественным, просроченным, ворованным — да каким угодно. Не говоря уже о том, что цена у многих в разы завышена. Распространители не ­предъявят сертификатов. Кроме того, можно ли быть уверенными, что у тех, кто торгует косметикой и продуктами питания, все в порядке со здоровьем? Ведь соответствующей медицинской справки у них тоже нет.

Рискуют и сами коммивояжеры, хотя, как показывает практика, гораздо меньше. Но и у них могут забрать товар, пообещав рассчитаться ­завтра, и денег не отдадут — просто на порог больше не пустят.

Рискуют и поставщики. В данном случае риск — дело не благородное.

МНЕНИЯ

Ирина Барановская, заведующая психологическим отделением Могилевской областной психиатрической больницы, психолог высшей категории:

— У нас такой менталитет, нас с детства воспитывают — не брать чужое. Однако если вы нарветесь на человека, в котором это не заложено с детства, он может обмануть, если уверен, что ему за это ничего не будет. С другой стороны, вы, наверное, замечали, что одни и те же люди, беря деньги в долг, с одними рассчитываются своевременно, а других обманывают. Просто нужно уметь настоять, напомнить человеку о взятых на себя обязательствах, четко, жестко поставить рамки, не стесняться говорить человеку о его непорядочном поведении. Если же вы не готовы проявить жесткость, не стоит быть слишком доверчивыми — все оформляйте документально.

Николай Курносов, юрист:

— На предприятиях, в учреждениях коммивояжеров можно увидеть часто, особенно в дни зарплаты. Но бизнес этот весьма опасный. Отсутствие юридически оформленных отношений порождает отсутствие права на защиту.

Доказать факты невозможно, соответственно, дорога в инстанцию, призванную защитить права гражданина, то есть в суд, закрыта.

Под предлогами «без лишних формальностей», «чтобы не платить налоги и т.д.» сторона, предлагающая такие схемы гражданам, по сути, лишает себя права на полноценную защиту. Вступая в такие отношения, каждый должен прогнозировать последствия.

 mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter