Доверие — бесценный капитал

Опрос: Об отечественной медицине белорусы хорошего мнения

Оказалось, что об отечественной медицине белорусы хорошего мнения

Кто не поминал недобрым словом наше здравоохранение? И очереди у нас в поликлиниках большие, и к нужному специалисту попасть — проблема, и лекарств некоторых не найти, и уровень квалификации врачей иногда смущает. А вот рассказывать о том, что медики тебе очень помогли, как-то не принято.

Тем удивительнее было узнать результаты изучения общественного мнения, проведенного учеными Института социологии Национальной академии наук. Они поинтересовались у граждан, доверяют ли те отечественной медицине — системе в целом и своему участковому врачу в частности. Оказалось, что подавляющее большинство из 2100 опрошенных доверяют.

Приведу некоторые цифры, которые, да простят меня социологи, я немного обобщу, чтобы не перегружать внимание подробностями. Ответы «да» и «скорее, да», равно как и «нет» и «скорее, нет», я объединю в более общие «да» и «нет».

Итак, на вопрос: «Доверяете ли вы своему лечащему врачу?» — 66,5 % опрошенных ответили утвердительно. И только 13,3 % сказали, что не доверяют. Когда же речь зашла об официальной медицине в целом, то число тех, кто доверяет, заметно увеличилось — 72,1 %. Не доверяющих оказалось 11,2 %. И это вполне подтверждает золотое правило, которое гласит, что любая ситуация в целом всегда лучше, чем в частности.

К слову, в опросных листах ученые интересовались также отношением наших граждан к народной медицине и экстрасенсам. И если первая пользуется доверием 61,1 % населения, то к услугам экстрасенсов готовы обратиться только 6,7 %.

Интересно, что в поисках точного ответа социологи задавали не только прямые вопросы, но и использовали методики создания своеобразных «ловушек», которые позволяли за счет косвенных данных выявить истинное отношение человека к предмету. Например, был задан вопрос: «Какова причина вашего необращения или откладывания визита к врачу?» Из нескольких вариантов ответов «Безразличное отношение медицинского персонала к пациентам» выбрали 75,4 % тех, кто на этой же странице ранее сказал, что официальной медицине не доверяет. Здесь все логично: в чем убежден, то и подтвердил еще раз. Но что интересно, среди доверяющих оказалось 13,5 % тех, кто признает безразличное отношение медицинского персонала к пациентам. Как это уживается с чувством доверия — загадка.

Тем не менее такой барометр общественного мнения при всей противоречивости отдельных ответов дает четкое представление о реакции общества на перемены в системе медицинского обслуживания.

— Изучение уровня доверия населения медицине — лишь часть большой темы, целью которой стало выяснение отношения к своему здоровью и медицинскому обслуживанию, изучение перспектив развития здравоохранения в стране, — говорит заведующая сектором социологии здоровья и человеческого развития Института социологии НАН кандидат социологических наук Виолетта Шухатович. — Мы изучаем также самооценки здоровья населения, исследуем распространенность показателей отношения к здоровью среди различных социальных групп, мужчин и женщин, жителей города и села, представителей различных возрастных когорт, проводим опросы и анализируем ситуацию по многим другим направлениям. Сказанное могу подкрепить и конкретикой. Например, согласно нашим исследованиям, за 2003—2012 годы наблюдалась позитивная динамика самооценок здоровья населения — увеличение почти в четыре раза доли респондентов, оценивших свое здоровье как «хорошее» и «скорее, хорошее» (с 9,6 % в 2003-м до 36,0 % в 2012-м). Кроме того, отмечено снижение в четыре раза доли населения, оценившего здоровье как «скорее, плохое» и «плохое» (с 42,1 % до 10,8 %). Это показательные цифры. Они свидетельствуют об адаптации общества к социальным изменениям, о реакции людей на снижение уровня стресса, вызванного жизненными проблемами, своевременности и действенности мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации.

Следует также отметить, что за исследуемый период улучшение самооценок здоровья сельских жителей происходило более интенсивно, чем городских. Это связывают с принятием системных мер социальной политики. В последние годы население отмечает развитие социальной инфраструктуры села, улучшение медицинской помощи и лекарственного обеспечения, услуг связи, торговли и бытового обслуживания населения. Эти меры соответствовали социальным ожиданиям сельских жителей, они привели к улучшению показателей социального самочувствия и здоровья населения.

При ограниченных ресурсах наша система охраны здоровья получает вполне высокие результаты. Это, кстати, еще несколько лет назад отметили эксперты Всемирной организации здравоохранения. И, как показывают опросы, население это тоже видит и должным образом оценивает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter