Что думает критик об итогах Национальной театральной премии?

Достижения показаны. Открытия — впереди

Национальная театральная премия по значимости для артистов очень существенна. Почти приравнена к званиям заслуженных и народных, которые получить сегодня очень и очень трудно. Всех волновал парадокс: почему в этом году без премий остались режиссер, сценограф, композитор, хореограф? Если побеждает спектакль, он прославляет театр и обезличивает тех, кто вложил в него больше сил и таланта. Театр, конечно же, искусство команды, но усилия всех далеко не равны. IV Республиканский конкурс театрального искусства завершился. Куда же мы движемся?


Сцена из спектакля «Маленький принц»

Национальному академическому театру имени Янки Купалы уже было необходимо подтвердить свой высокий статус, и его «Чайка» победила. Могилевский драматический и кукольный театры еще раз удивили и доказали свои незаурядные возможности. Музыкальные театры спокойно, как должное, приняли свои награды. Кому-то пришлось довольствоваться лишь участием в конкурсе.

Могу судить обо всех спектаклях, кроме музыкальных, — собралось действительно все лучшее, что было создано за последние два года. Урожай порадовал разнообразием, но не всегда удивлял качеством. Больше было заморских фруктов и совсем мало своих оригинальных произведений о нашей сегодняшней жизни. Это ярко отразилось в перечне лучших постановок по произведению белорусского автора. Здесь фигурировали «Песняр» Русского театра, «Самый маленький самолет на свете» Могилевского театра кукол, «Мабыць» из РТБД, «Маленький принц» театра оперы и балета и «Пинская шляхта» классика В. Дунина-Марцинкевича. Только четыре названия связаны с финальными белорусскими пьесами. А у нас десятки драматургов, сотни пьес, которые кочуют по разным конкурсам. Ау, где вы, надежда завтрашнего дня?

Куклы продвинулись на Национальную театральную премию шестью крепкими талантливыми спектаклями. Драма — восьмью. Опера, балет и оперетта — в общей сложности — семью названиями. Первые должны удивить чем-то очень значительным. Последние — будут в выигрыше постоянно. Всегда легче выбирать один музыкальный спектакль из двух, чем сравнивать десятки драматических и кукольных работ.


Сцена из спектакля «Чайка».

В этот раз куклы вообще солировали для двух представительных жюри. Они оказались лучшими среди спектаклей для детей и юношества. По логике там должен был присутствовать ТЮЗ и детские спектакли в драме, но их продукцию забраковали. Между прочим, и для юношества ничего достойного в репертуаре не нашли. На мой взгляд, не там искали. Очень много открытий для себя могут сделать юноши в Республиканском театре белорусской драматургии и в молодежном. Взять хотя бы спектакль «Мабыць». Он создавался как сценическое эссе или документальное исследование характера белоруса. Здесь подняты вопросы о национальном языке, терпимости, поведении, честности. Двенадцать молодых людей совершали прогулки по подвалам и клубам, мастерским, агроусадьбам, собирая разговоры с разными людьми. Документальная основа обогащалась личным человеческим опытом актеров. Дмитрий Богославский умело сплел все монологи воедино так, что каждая личная история задевает всех остальных. Режиссер Александр Марченко эти истории театрализовал. Получился разговор о наболевшем. И эти страстные человеческие голоса не могут не родить доверия театру. Зрители узнают себя, своих друзей. Спектакль остался без наград.

Многих огорчил спектакль Нового драматического театра «Как я стал…» по хорошей пьесе российского автора Ярославы Пулинович. Режиссер искал способы удивить зрителей то отчаянным танцем, то стихом, то песней, представить, по сути дела, на сцене жалких людей, которым не хочется сочувствовать. Получилось яркое явление поп-культуры, когда важный театральный текст втиснут в рамки небогатого художественного и житейского опыта. Спектакль, разыгранный на ящиках из-под стеклотары, беден не только визуально, но и смыслово.

Наши артисты, судя по многим спектаклям конкурса, научились тому, что связано с голосом, телом, движением, легкой импровизацией. Слабым местом остается исследование внутреннего мира человека. Иногда кажется, что театрам комфортно жить в привычной атмосфере представления, игры и совсем скучно то, что происходит вне сцены. Совсем не случайно возник феномен «новой драмы» и появилась новая театральная генерация молодых людей, увлеченных исследованием сегодняшней жизни, поиском ответов на вечные вопросы. Все они, к счастью, засветились на конкурсе, хотя и не получили наград. На их стороне молодость и талант. Теперь им надо много работать. Признание непременно придет. 

Какое же послевкусие оставил праздник театра? Премия присуждается раз в два года. Это значительный срок, когда могут появиться новые яркие имена и оригинальные творческие идеи. Из всех благородных целей конкурса в полной мере осуществилась одна: показ достижений в области театрального искусства. Будем надеяться, яркие открытия нас ждут впереди.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter