Режиссер Борис Луценко — главный спец по вечным ценностям в театре имени М.Горького

Дорогие мои старики

О премьере театра имени М. Горького «Вечность на двоих»
Контрапунктом к легкомысленному лету вдруг захотелось серьезного разговора. Желательно о вечных ценностях. И не впопыхах, в сутолоке, в тамбуре прокуренного вагона, перекрикивая друг друга, а обстоятельно и по–деловому. С умными, съевшими пуд жизненной соли собеседниками. За вечными ценностями следует обращаться к старым мастерам, представителям старой школы. Кто как не они разговаривает с небесными силами почти на равных, не стесняется пафоса и широких обобщений. В их устах даже старые антикварные истины вдруг приобретают презентабельный современный лоск. И то, что сто раз уже было сказано вслух, в сто первый вдруг оборачивается какой–то новой стороной и смыслом.

Главный спец по вечным ценностям в театре имени М.Горького — это, конечно, режиссер Борис Луценко. Парадоксалист, живой классик, в чьей системе координат одинаково органично уживаются Аристофан, Дюрренматт и Макаенок. Мне кажется, никто не удивится, если Борис Иванович вдруг достанет из рукава папирус Софокла с дарственной надписью: «Дорогому Борису в память о сладостных спорах...» Я уверен, что у Луценко в его строгой и аскетичной режиссерской келье, заваленной книгами, фотографиями, дипломами фестивалей, сувенирами, в шкафчике есть потайная дверь. Окно в Париж, если хотите. Или в древние Афины. И гуляет Борис Иванович, как кот, по этому коридору времени туда–сюда. А после прогулок рождаются идеи новых спектаклей. Должен ли такой мастер каждый раз выдавать шедевр? Мне кажется, здесь важен просто момент познания и движения вперед. И все зеваки, и случайные попутчики на ухабистой дороге жизни должны только молчать и слушать.

Нынешняя премьера Бориса Луценко «Вечность на двоих» взбудоражила город и расколола публику. Давненько не припомню таких страстей. Тема вины и покаяния, так волнующая Луценко в последних работах, здесь становится ключевой и доминантной. Но посрамлены оказались и оптимисты. Хочется совсем опустить руки, когда нож в спину получаешь в семье, которая должна быть надежным тылом. Брешь, дыра в сердце. Только выть на луну остается.

Мир спектакля «Вечность на двоих» — тягучий, тяжелый, как болезненный сон при высокой температуре. Он дидактичен, никуда не торопится. И даже некие комические вставки, как, например, сцена спиритического сеанса, которым руководит героиня Анастасии Шпаковской, только усиливает напряжение. После минут смеха понимаешь, что в следующий раз Луценко ударит еще точнее и больнее. Кто страшнее в этой истории? Джордж в исполнении Руслана Чернецкого — олицетворение силы и рационального напора или «затюканный апостол», мягкий Ричард Алексея Сенчило? Последний, оказывается, вовсе не рад тому, что его вырвали из небытия и поселили на свет божий. Или бонвиан Леонардо Андрея Душечкина, при взгляде на которого приходит на ум старинная пословица: «Зять — чтобы взять». Сыплющий цитатами, но совершенно пустой внутри, подвижный, однако его действия производят только суету и ничего больше. Погружаясь в драму, вдруг поймал себя на мысли: а может, сами родители — Барк и Люси — что–то недодали своим детям? Иначе как могли они вырасти в таких чудовищ? В общем, если не хотите неудобных вопросов — идите лучше на премьеру «Детектор лжи» в жизнерадостный театр «Христофор» Евгения Крыжановского. У Луценко премьера — мрачная.

Неожиданно с этим пафосом и драмой срифмовалась еще одна работа режиссера крепкой старой школы — Валерия Анисенко. В театре имени Я.Коласа в Витебске он поставил серьезный, щемящий спектакль «Не покидай меня...» по пьесе Алексея Дударева. «Тост должен быть коротким, как выстрел», — говорил генерал Иволгин в комедии Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты». Это применимо и к театру: современный спектакль должен быть коротким. Великий и ужасный Марк Захаров в свое время умудрился уложить «Последнюю жертву» Островского в спектакле «Ва–банкъ» в два часа: о чем тут говорить?.. Уже через 15 минут, каким бы насыщенным ни было происходящее на сцене, современный зритель начинает чесаться, лезть в телефон, прикидывать варианты отступления из зрительного зала. Поэтому нужно поступать так, как Валерий Анисенко, Марк Захаров и Кама Гинкас: делать спектакли без антракта. Схватить зрителя за горло и держать, пока не посинеет. Лично я на премьере «Не покидай меня...» так и сделал — посинел. От красоты решений, хореографии Дианы Юрченко, точности мизансцен. И главное — понял, что все еще живой.

Добрый зритель в 9–м ряду.

gladkay@sb.by

Советская Белоруссия № 112 (24742). Вторник, 16 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter