Дороги, которые нас выбивают

Автомобильные дороги — визитная карточка экономического развития государства
СУББОТА — самое время для поездок. Могу посоветовать один маршрут. Одно удовольствие катиться по новой трассе из Минска до Бобруйска. Именно катиться, а не ехать. После Марьиной Горки дорога превращается в суперсовременную автостраду — ровную, прекрасно спрофилированную, плавно обходящую все населенные пункты. На разделительной полосе — трос безопасности, вдоль обочин — специальная сетка. И разрешенная здесь скорость в 120 километров в час даже маловата для хорошей машины и опытного водителя.

Автомобильные дороги — визитная карточка экономического развития государства, благосостояния его жителей. У нас качество главных автомагистралей за последние годы значительно улучшилось. Но состояние некоторых дорожных артерий по-прежнему оставляет желать лучшего.

В Белавтодоре констатируют: средства на содержание дорожной сети значительно уменьшились, в то время как требования постоянно возрастают. Финансовые возможности, которыми располагает сейчас департамент, позволяют капитально отремонтировать дорогу раз… в 150 лет.



Между тем износ многих из них достиг критического уровня. За последние три года физические объемы работ по капитальному ремонту сократились в 15 раз, по текущему — в 2 раза. На 80 процентах республиканских дорог превышены межремонтные сроки. Из них около 10 тысяч километров не ремонтировалось четверть века. Еще более плачевная ситуация складывается на сети местных автомобильных дорог. Проехать к некоторым отдаленным деревням проблематично.

Ямочный ремонт не решает проблемы восстановления изношенных дорожных покрытий. В прошлом году капитальный ремонт проведен лишь на 150 километрах. Остается только латать трассы. Да, это прошлый век, но лучше ехать по такой заплатке, чем по яме. 

По мнению специалистов, вывести местную сеть из критического состояния поможет восстановление существовавшего ранее в Беларуси дорожного фонда. Сейчас же департамент полностью зависим от бюджета и конкретной суммы. Эта цифра порой не покрывает даже инфляционных процессов. К тому же надо учитывать, что именно в Беларуси дорожное покрытие эксплуатируется при большой разнице температур — от минус 30 до плюс 40 градусов.

Кстати, дорожные фонды вновь введены в России. В результате финансирование дорог увеличилось в зависимости от региона в 5—10 раз. Возможно, поэтому там сейчас осваиваются огромные объемы дорожного строительства, а автомагистрали приобретают вполне европейский облик.

В департаменте «Белавтодор» признают, что со строительством новых дорог проблем нет — кредиты всегда находятся. Так, на реконструкцию могилевской трассы выделил средства Беларусбанк. За счет кредита Всемирного банка модернизируется дорога М-5 Минск — Гомель. Стоимость одного километра 4-полосной дороги — от трех до пяти миллионов долларов. Средний срок окупаемости семь—восемь лет. Достаточно эффективное вложение денег. Причем песок, цемент, щебень, битум — все белорусское. Возможно, пришла пора пересмотреть приоритеты и обратить внимание и на местную сеть? 

Вся надежда на Госпрограмму по развитию и содержанию автодорог в Беларуси на 2015—2019 годы. Она утверждена постановлением Совета Министров. В программе предусмотрены новые подходы к содержанию трасс и ремонту. Не забыты и дороги, соединяющие районные центры с агрогородками. А ключевым звеном станет система государственных контрактов. Чтобы убрать с трасс халтуру, расчет с исполнителями будут производить не по факту, а за достигнутый результат.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter