Дороги, которые мы выбираем

Автомобильная служба: наперегонки со временем

Автомобильная служба: наперегонки со временем


Беспилотники, «хеликоптеры», современные автоматизированные системы охраны... В последнее время на границе столько новаций, что за всеми не уследишь. Но как бы ни развивались технологии, в основе пограничной транспортной системы все равно остаются не крылья с лопастями, а стандартные руль и колесо. О перспективах развития автопарка, вопросах безопасности, нюансах подготовки водителей мы беседуем с начальником отдела эксплуатации автобронетанковой техники Андреем СЛИЖОМ.


— Андрей Казимирович, водитель на границе традиционно играет большую роль. Именно он одним их первых поднимается по тревоге, чтобы подготовить автомобиль к выезду. А от того, насколько уверенно шофер сидит за рулем, насколько он мобилен, профессионален, зависит не только безопасность на границе, но и здоровье, жизнь личного состава. Еще остались в памяти недавние трагические ДТП с участием пограничных автомобилей, в которых погибли люди. В частности, страшная авария по дороге на Мерлинский полигон... Что нужно предпринять, чтобы подобные трагедии больше никогда не повторялись?


— Автокатастрофа с гибелью людей — это всегда чрезвычайная ситуация. Разумеется, определенные выводы мы сделали. В этом году работа по предупреждению ДТП построена несколько по–иному. Разработан план мероприятий, направленных на предупреждение таких ситуаций. Активно задействована наша военная автомобильная инспекция. Определенные результаты есть, хотя говорить пока рано: год еще не закончен. Могу утверждать лишь одно. Если и раньше вопросам безопасности уделялось большое внимание, то теперь это доминанта, главнейший принцип в службе. Что касается аварии, о которой вы упомянули, то, проанализировав ситуацию, поняли — трагедии можно было бы избежать. Теперь решили сделать акцент на подготовке водителей при движении в экстремальных условиях — в гололед, при недостаточном освещении и т.д.


— Проблема недостатка опыта актуальна и для гражданских водителей. Обычно мы ругаем автошколы за то, что инструктора не дают курсантам достаточно практических навыков. Попадая в сложную дорожную обстановку, молодые водители теряются. Не собираетесь ли вы увеличивать количество практических занятий, чтобы восполнить эти пробелы?


— Не считаю, что это целесообразно. Система подготовки водителей у нас многоступенчатая. До призыва будущие пограничники учатся на базе ДОСААФ. Потом проходят доподготовку — в школе младших специалистов в Дзержинске и в учебном пограничном отряде. После, уже по месту службы, в течение 2 — 3 месяцев стажируются у более опытных военнослужащих. На все это уходит примерно от 4 до 6 месяцев. Если еще прибавить учебные часы, не останется времени для службы... А вот подходы, методику менять можно и нужно. К примеру, подготовка раньше заканчивалась стокилометровым маршем в составе колонны. Но, как правило, в колонне наши машины передвигаются редко. Значит, программу «экзамена» следует пересмотреть, включить элементы управления по бездорожью, в лесистой местности, в условиях, приближенных к «боевым». Этим сейчас и занимаемся. Кстати, на упомянутом вами Мерлинском полигоне водителю и вовсе нужно быть суперпрофессионалом. Там стараемся использовать военнослужащих контрактной службы.


— Хороший водитель — как хорошее вино: чем больше выдержка, опыт, тем лучше. Быть может, действительно лучше усаживать за баранку одних лишь контрактников?


— Это глобальная задача, мы к этому обязательно придем. Но пока без военнослужащих срочной службы обойтись не можем. Служить в автомобильных подразделениях, к слову, очень престижно. Тут есть возможность  получить хороший опыт вождения, технического обслуживания и ремонта машины, стаж — все это учитывается при дальнейшем трудоустройстве. Знаю, что наши водители после увольнения в запас востребованы в других силовых структурах. А еще показателем качества подготовки может служить конкурс профессионального мастерства, который проводит Министерство транспорта и коммуникаций. Лауреаты получают знак «За работу без аварий» двух степеней. В соревнованиях участвуем второй год, награждено 11 водителей...


— Многое в службе водителя зависит от качества техники. Будет ли и в дальнейшем обновляться автопарк?


— Безусловно. Постоянно закупаем машины — автобусы, самосвалы, автомобили средней и большой грузоподъемности, изготовленные на МАЗе. Если говорить о легковых авто, то работаем с российскими производителями. По программам международной технической помощи приобретаем и импортные машины. Основными автомобилями на границе сейчас являются современные модификации УАЗа — за несколько лет обновили практически всю технику. А на замену ГАЗ–66 пришел более мощный и надежный САДКО. Вместе с модернизацией внедряем и новые принципы эксплуатации — это и энергосбережение, и элементы транспортной логистики. Ведь каждый автомобиль нужно использовать рационально.


— Андрей Казимирович, любопытно было бы услышать ваш прогноз. Какое будущее ждет автомобильную службу пограничного комитета в контексте последних технических новаций?


— Прогноз однозначный: автомобиль на границе останется основным транспортным средством. Хотя определенная эволюция, конечно, идет. До недавнего времени на вооружении стояли бронетранспортеры, теперь необходимости в них нет. Основная задача службы на нынешнем этапе — организация безаварийной эксплуатации транспортных средств и подготовка профессиональных водителей. Живого человека машина, какой бы современной она ни была, не заменит никогда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter