Дорогая репутация…

Быть в ответе за общество — для бизнеса это  означает дополнительные издержки, экономический эффект которых с трудом поддается измерению. Но безупречная деловая репутация стоит этих вложений, считают мировые лидеры

Быть в ответе за общество — для бизнеса это  означает дополнительные издержки, экономический эффект которых с трудом поддается измерению. Но безупречная деловая репутация стоит этих вложений, считают мировые лидеры.

В   числе   первых 

Как правило, наиболее активно внедряют принципы корпоративной социальной ответственности (КСО) фирмы, которые занимают сильные позиции в своих отраслях. Ведь зачастую именно к ним и приковано основное внимание общества. 

В Беларуси к инициативе ПРООН «Глобальный договор (ГД)», направленной на продвижение КСО, на сегодняшний день присоединились 36 компаний, а также все ведущие бизнес-ассоциации, сообщила координатор проектов ПРООН в Беларуси Людмила Истомина. По ее мнению, эта инициатива развивается в Беларуси «достаточно быстро и успешно». Не прошло и года с момента официальной презентации этого проекта, а среди «подписантов» много уважаемых компаний, хорошо известных в республике. Это ОАО «Савушкин продукт», ЗАО «Пинскдрев», СООО «Мобильные ТелеСистемы», ИП «Кока-кола Бевриджиз Белоруссия», ИП «Рестораны МакДональдс», ИП «Инко-фуд», инвестиционное агентство «Юнитер»… Радует экспертов и тот факт, что к инициативе присоединяются представители малого бизнеса, причем не только столичные, но и региональные. 

Себя   показать… 

Что дает производителю такая активность? «Мы и раньше развивали социальный аспект нашей деятельности, — рассказывает заместитель генерального директора ОАО «Савушкин продукт» Елена Бабкина. — Но в рамках инициативы есть возможность донести эту информацию до широкой общественности». На предприятии считают важным заботиться о персонале, а участие в ГД позволяет создать соответствующий имидж работодателя, что укрепляет репутацию в целом. По словам Елены Бабкиной, присоединение к инициативе ПРООН мобилизует всех сотрудников, заставляет задуматься о том, правильные ли принципы положены в основу деятельности предприятия. 

Для разъяснения преимуществ соблюдения предприятиями принципов КСО представительство ООН в Беларуси проводит информационные встречи с представителями бизнеса. Как пояснила Людмила Истомина, сегодня международные инвесторы, определяя стратегию работы на рынке, рассматривают КСО как серьезный фактор снижения рисков. Их логика вполне объяснима: если потенциальные партнеры стремятся добиться лояльности всех заинтересованных сторон (госорганов, потребителей, конкурентов), то они нацелены на устойчивое развитие бизнеса. На Западе даже научились измерять «деловую репутацию» — появились специальные индикаторы, позволяющие это сделать. Как считают английские ученые, участие в КСО обеспечивает четверть репутации фирмы. 

Влияние КСО во всем мире стремительно растет, констатируют в белорусском представительстве ООН. И для отечественных экспортеров, претендующих на работу с европейскими партнерами, социальная ответственность далеко не последний по значимости фактор. Внедрение принципов КСО может принести компании дополнительные конкурентные преимущества на внутреннем и мировом рынках и больший вес в переговорах с партнерами и клиентами. Практическая польза от КСО — в совершенствовании методов корпоративного управления, улучшении качества и конкурентоспособности продукции, что непосредственно влияет на экономические показатели. 

Сделал —  отчитайся 

В некоторых странах, в частности во Франции, Канаде, ЮАР, стало обязательным для крупных компаний представлять нефинансовую отчетность о своей социальной деятельности. Споров по этому поводу возникает немало. Сегодня разговоры о том, чтобы обязать государственные предприятия публиковать социальные отчеты, идут и в России. Однако в большинстве случаев подготовка нефинансового отчета — дело добровольное. В Беларуси такой документацией может похвастаться пока только ИП «Кока-кола». Но первые в стране подписанты ГД отчитаются за свою деятельность уже через год. Чтобы облегчить для них работу с документами, представительство ООН организовало семинар «Корпоративная нефинансовая отчетность». Как пояснила Людмила Истомина, на первом этапе допускается свободная форма отчета, чтобы не отпугнуть подписантов. Однако некоторые эксперты считают, что во всем мире через 10—15 лет нефинансовая часть будет в обязательном порядке включаться в годовые отчеты предприятия. И велика вероятность, что стандарт подготовки этих объединенных отчетов будет единым. 

Подобный семинар проводился в Беларуси еще 2 года назад, однако в тот момент он не был воспринят как нечто необходимое бизнесу. Сегодня ситуация кардинально изменилась: к возможности попрактиковаться в составлении нефинансового отчета с интересом отнеслись многие белорусские компании. При подготовке этого документа предприятие имеет право заострить внимание на любых деталях достигнутого в области КСО прогресса, говорилось на семинаре. Отдать такой документ на аудиторскую проверку — дело вовсе не обязательное. Хотя некоторые прибегают к такой возможности для придания отчету большей убедительности. С другой стороны, если общество заметит неточности в представленных на его суд сведениях, это может нанести репутации компании невосполнимый ущерб. 

Составление отчета требует немалых усилий и финансовых затрат. Зачем идут на это предприятия во всем мире? Эксперты называют в качестве основных причин давление общества, лидерство в отрасли, выход на IPO (доступ к рынкам капитала), вопросы престижа… Считается, что наличие нефинансовой отчетности позволяет компании избежать многих нефинансовых рисков. А последние, как известно, вполне способны привести к ощутимым финансовым потерям. 

Нефинансовые отчеты могут быть различных типов — внешними или внутренними (для персонала), в свободной форме или стандартизированными, аудированными или неаудированными… «В России много примеров, когда первый отчет готовится только для внутреннего пользования, — говорит эксперт Агентства социальной информации (г. Москва) Елена Тополева. — Некоторые начинают сразу с внешнего отчета, но в процессе работы понимают, что пока не готовы представить его широкой общественности». Таким образом, подготовка отчета становится поводом пересмотреть характер деятельности компании и усилить ее социальную составляющую. По данным источника Corporate-Register.com, общемировая тенденция — постепенный переход от отчетов в области экологии к документам, демонстрирующим устойчивое развитие и корпоративную ответственность компаний. 

Этому — дам, а   этому — не   дам… 

Экспертам часто задают вопрос: как влияет участие в КСО на экономические показатели? «Большинство отвечают на него положительно, — поясняет Елена Тополева. — Однако просчитать эту зависимость невозможно». Более того, какие-то элементы социальной ответственности могут снизить капитализацию фирмы, считает российский консультант. Некоторые компании, например, не до конца осмыслив суть КСО, начинают заниматься необдуманной благотворительностью, раздавая деньги направо и налево. Однако, во-первых, благотворительность — очень небольшая часть социальной ответственности бизнеса. Во-вторых, благотворительность может принести хорошую отдачу в будущем, если она системная, стратегическая. К такому пониманию пришли многие российские компании. Например, Сити-групп вкладывает немалые средства в развитие финансовой грамотности населения, обучая людей, не связанных с банковским бизнесом, элементарным навыкам в этой сфере. Эксперты считают, что это дальновидный и осмысленный шаг. 

Помимо первой части глобального договора, которая касается продвижения КСО и внедрения ее в практику деятельности компаний через пересмотр стратегии управления, есть и вторая составляющая инициативы. Как пояснила Людмила Истомина, это вовлечение бизнеса в решение важных задач социально-экономического развития страны, в чем Беларусь «очень преуспела». ГД стал платформой для создания многосторонних партнерских проектов, либо инициированных самим бизнесом, либо ставших откликом предпринимателей на запросы общества. Например, такой продвинутый проект, как «Школьное молоко», в котором принимают участие как производители, так и парламентарии, представители министерств здравоохранения и образования. Сейчас рассматривается проект «Бизнес в помощь малым городам». Крупная белорусская компания, участвующая в инициативе ГД, уже откликнулась на это предложение. Проект может стать пилотным для привлечения крупного бизнеса в малые города, пояснила Людмила Истомина. 

На снимке: компания «Икартайм» подарила Минскому зоопарку леопарда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter